Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Categories:

Тихоокеанская магистраль - проект, способный преобразовать Дальний Восток.



Итак, в Якутии дотянули наконец-то железную дорогу до станции Нижний Бестях - то есть, до окрестностей Якутска.
Строили долго, нудно - но в конце концов что-то построили. Хотя и не до самого Якутска как такового. От станции Нижний Бестях, до Якутска - нужно ещё добираться автобусом, а потом специальным катером...



В ту пору когда эта железная дорога находилась в процессе строительства, часто можно было встретить утверждения, что из Якутска (точнее - из его окрестностей) железнодорожная магистраль будет проложена дальше - до Магадана, а затем и на Чукотку.
Хотя как как человек худо-бедно знающий реалии, я изначально сомневался в осуществимости этих проектов, потому что в Якутии очень уж суровый климат и сложный ландшафт. К тому же такая железная дорога получалось далеко не прямой, этот путь имел форму большой дуги - что само по себе конечно же вызывало вопросы о целесообразности и рентабельности такой сверхстройки.

И вот сейчас уже практически точно можно утверждать, что никуда от Якутска железную дорогу продолжать не будут. И даже большой вопрос - дойдёт ли она когда-нибудь в сам Якутск.

Поэтому, я думаю, что было бы целесообразнее начать строительство новой магистрали (давайте условно назовём её "Тихоокеанская") от разъезда Улькан, на БАМе - опираясь на уже построенный участок железной дороги, Улькан - Эльга, который ведёт к Эльгинскому угольному месторождению. Вверху на заглавной картинке, вы видите карту этого ответвления.
Может быть где-то нужно не полениться и не поскупиться - и спрямить данную линию.

От Эльги, линию следует продолжить до Петропавловска-Камчатского, через Нелькан, Охотск, Магадан, Тахтоямск, Эвенск, Каменское, Оссору, Мильково, Елизово. С ответвлениями на Анадырь, Усть-Камчатск и Вилючинск.

Помимо этого, в будущем, можно будет вести речь о постройке линий к Берингову проливу (с ответвлением на Провидения) к Певеку, и в район Усть-Большерецка. А от Нижнего Бестяха следует, в принципе, всё же достроить линию до Якутска - в том числе мост через Лену. Мост комбинированный - железнодорожный и автодорожный одновременно. И нужно подумать о строительстве линии к Тикси - то есть, к побережью Северного Ледовитого океана.

А на юге Дальнего Востока, нужно наконец-то построить линию (с тоннелем) на Сахалин (и ответвление к Николаевску-на-Амуре) - с продолжением в Японию, а также на север острова.

Вот ниже на карте, красными линиями прочерчены железные дороги, которые реально нужно построить. И чем быстрее - тем лучше. А зелёными - гипотетические линии второго порядка.


Я прекрасно знаю всё что мне могут сказать о трудности и дороговизне прокладки железных дорог в условиях вечной мерзлоты.
Но китайцы вон в Тибет железную дорогу построили - и собираются тянуть её дальше, через Гималаи, в Индию. Люди давно уже научились строить железные дороги в условиях вечной мерзлоты. Надо только проконтролировать, чтобы деньги, выделенные на строительство дорог - пошли именно на строительство дорог, а не в чей-то карман.
А что касается дороговизны... Края, о которых я веду речь - БОГАТЕЙШИЕ. Жителям центральной России просто трудно представить себе, насколько богата земля, о которой идёт речь. Только руку протяни - и возьми эти богатства. Но руку протянуть трудно, именно из-за отсутствия дорог.
Впрочем, дело не только во всевозможных полезных ископаемых. Найдите на вышеприведённой карте залив Шелихова, вдоль берега которого должна пройти линия будущей Тихоокеанской магистрали. Этот залив - огромен. По площади, он превосходит некоторые моря. При этом, на заливе Шелихова (ВНИМАНИЕ!) самые высокие приливы во всём тихоокеанском бассейне. То есть - там идеальное место для строительства приливных электростанций. И электростанций этих, там можно построить - много (повторюсь, залив огромен). Это значит, что можно будет спокойно закрыть многие атомные электростанции, а может быть даже и тепловые (поглощающие в огромных количествах газ, мазут и уголь) и гидроэлектростанции (из-за которых перегорожены реки и затоплены бескрайние просторы плодородных земель). Россия сможет получать огромное количество практически дармовой электроэнергии, не ставя под угрозу экологию и здоровье людей, не расходуя топливо.
Но, для того чтобы всё это осуществилось - надо сначала проложить туда дорогу.
Для того чтобы корову доить - надо сначала её вырастить.
Мне могут сказать что места, через которые пойдёт дорога - малонаселённые.
Отвечаю: Они малонаселённые именно потому, что там сплошное бездорожье. Если уж, несмотря на бездорожье, там всё-таки живёт не так уж мало людей - то понятно, что после постройки железной дороги, население резко увеличится. Особенно если людям не отравлять жизнь искусственно, если изначально отслеживать и жёстко пресекать чиновно-ментовской и бандитский беспредел.

До постройки Транссибирской магистрали - никто не знал о таком городе, как Новосибирск. Новосибирск возник именно потому и только потому, что там, через глухие и почти безлюдные места, прошла железная дорога. Сегодня Новосибирск - это третий по величине город России, с более чем полуторамиллионным населением. Не будь там железной дороги - не было бы даже крупного посёлка.
Дороги - это жизнь. Отсутствие дорог - это отсутствие жизни.

Мне иной раз пеняют на то, что я постоянно только критикую, ничего не предлагая взамен.
Вот - я предлагаю подумать над возможностью широкомасштабной стройки. Этот проект, выполненный по-уму, способен реально преобразовать Дальний Восток.


Tags: Экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments
Ну а что, идея хорошая. Перефразируя наполеоновскую формулу: "Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую", можно попробовать вывести свою: "Если не разрабатывать свои богатства, то их будут разрабатывать другие".
Вот только всё это сделать будет очень и очень сложно. Хотя бы потому, что как Вы правильно заметили, есть некоторый замкнутый круг: нет людей - нет работы и инфраструктуры, нет работы и инфраструктуры - туда не поедут современные люди. Но как-то решать его нужно.
А наличие железных дорог облегчает приток людей. Но не всегда. Можно вспомнить те же: Трансполярную магистраль , Висимо-Уткинская узкоколейка, Кольская железка, да и та же Переславльская узкоколейка по берегу Плещеева озера совсем не на забытых северАх находится, как и Рязанско-Владимирский участок, Тула-Лихвенский, тот же пресловутый (уже неоднократно упоминавшийся Вами) важнейший Сахалинский тоннель.
И это только из того, что известно мне, а я не железнодорожный историк...
Так что очень сложно это. Тут думать и думать как решить всю связку проблем.