ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.
А зима продолжалась. Она в России длинная. Особенно тяжко пришлось в период новогодних праздников, когда вокзалы пустуют и все бездомные становятся видны как на ладони. Помню, где-то под "старый" Новый Год, пытался переночевать на вокзале в Серпухове. Но туда повадились через каждые полчаса ходить двое ментов - капитан и лейтенант. Оба, по случаю праздника, нехило "откушамши", на ногах еле держатся. Раз выгнали меня с вокзала, другой, третий... А на улице - мороз. Под утро он особенно сильно поджимает. Спать хочется - аж круги цветные плывут перед глазами. Уже перед рассветом я почувствовал, что ещё немного - и упаду (ведь и до этого, систематически, из ночи в ночь недосыпал). Или ноги отморожу. Голова - словно чугуном налилась. Пришло чувство полного равнодушия ко всему на свете. Наверное примерно в таком вот состоянии люди под танки с гранатами кидались. Достал из сумки нож, спрятал его в рукав - и пошёл на вокзал. Думаю: если эти твари легавые ещё раз выгнать попытаются - завалю обоих.
Но видимо их тоже наконец сон сморил. Больше не показывались. А потом подошла первая электричка...
Так что и убийц тоже не всех стоит осуждать как извергов, не рассмотрев внимательно всех обстоятельств случившегося. В жизни всяко бывает. Иная "жертва" сама приключений на свою задницу ищет - и весьма усердно. У американцев бытует такая поговорка: "Господь Бог создал людей. Полковник Кольт сделал их равными." В этом что-то есть. Американцы наверное никогда не стали бы нацией свободных людей, если бы не имели возможности защищать свои честь и достоинство с помощью оружия, свободно продающегося в магазинах. Если когда-нибудь русские станут нацией поголовно и легально вооружённых людей, имеющих право на активную самозащиту - именно и только тогда эта нация начнёт свой путь к реальной свободе и демократии. Интересно, что чиновно-милицейская орда, мордующая наш народ, очень хорошо это понимает. Поэтому страшно возражает против свободной продажи оружия. У наших власть имущих принято сомневаться в умственной полноценности своего народа (каждый ведь, как известно, судит по себе - а вы посмотрите на рожи "россиянских" хозяев жизни). Дескать, народ наш глуп и звероподобен, ему оружия давать в руки нельзя. Но странное дело - в тех же Соединённых Штатах никто не издал специального постановления, запрещающего продажу оружия живущим в США русским. А их там - порядка трёх миллионов. И ничего, всё нормально. Более того - относительно свободная продажа оружия, разрешена в Эстонии и Молдавии. А в Эстонии каждый третий житель - русский. И в Молдавии русских немало. И тоже - всё нормально. Представляю, какой поднялся бы скандал, если бы какой-нибудь эстонский, молдавский, или американский депутат (конгрессмен, парламентарий - неважно, как они там называются) подал бы идею, запретить продажу оружия местным русским, как умственно неполноценным! Безнаказанно публично оскорблять русских с высоких трибун, в присутствии прессы - можно только в России.
А если не ночевать на вокзале - значит надо идти в какой-нибудь подъезд. Некоторые лестничные площадки спроектированы так, что если притулиться за мусоропроводом, то тебя с лестницы не видать - если не заглядывать специально. Конечно, картонка, постеленная на цементном полу - слабоватая защита от простуды. Поэтому спать лучше сидя, прислонившись к стене боком. Но организм иногда не выдерживает - очень уж хочется растянуться во весь рост. В условиях зимы, это граничит с самоубийством. А бороться с собственным организмом, с самим собой - невероятно тяжко.
Как-то нырнул в один из подъездов, в Жуковском. Огляделся - всё вроде спокойно, относительно тепло. Под лестницей заприметил тёмный угол. Залез туда. Вроде неплохо пристроился... Вдруг слышу за спиной едва уловимый шорох. Что за бля*ство?? Пошарив рукой, нащупал собачий бок. Дохлая что ли?.. Почему запаха не слышно?.. Или у меня простуда?.. Нет, тёплая. Но лежит как убитая, на моё ощупывание - ни малейшей реакции. Даже дыхание затаила...
Потом уж, когда рассвело, я заметил что жильцы ей и мисочку с водой поставили, и дерюжку в уголке какую-то постелили. Ну как же - охранница! По крайней мере - нечто вроде сигнализации. При виде чужого хоть лаять будет...
Да она бы небось и лаяла, но собаки всегда как-то распознают - боится их человек или нет. А я никакого страха не испытывал - хотя бы потому, что не подозревал о существовании этой псины. Более того - прямо к ней, в её убежище и полез. Уловив что её абсолютно не боятся, она сама замерла глуше мёртвой. Как в том анекдоте про невезучего любовника, который спрятался под кровать при несвоевременном возвращении мужа из командировки. Маленький сынишка любвеобильной дамы, заглянул под кровать и шепчет: "Сто - не дысыс? А как дысал, как дысал!.."
И я барбосине говорю: "Что падла, боишься хвостом шелохнуть? Решила что убивать тебя лезу?.."
Надо сказать - недолюбливаю я собак. Слишком многому они у людей нахватались. Такие же трусливые и подлые существа - с такими же редкими исключениями как и среди людей. При хозяине - аж захлёбываются от лая, готовы в горло вцепиться. В отсутствии хозяина - тише воды, ниже травы. Встретив один на один человека в лесу (да даже стаей в десять-двадцать голов против одного человека) - пугаются и улепётывают изо всей мочи, причём, как правило, абсолютно молча или слегка поскуливая.
Вот к кошкам испытываю нечто вроде уважения. Несмотря на долгую близость с человеком, сохранили они толику независимости. Попробуйте подозвать к себе кошку. Она: захочет - подойдёт; не захочет - не подойдёт. Позовите собаку - и она подбежит, виляя хвостом. Говорят: "собака - друг человека". Да нет, "друг" - это слишком. Тут больше подходит слово "раб". Ведь собаку - могут приласкать, а могут и убить, кастрировать, на цепь посадить, даже съесть. По команде человека, собака кидается на другого человека (или помогает его конвоировать). Какой уж там нафиг, друг! А если вспомнить об охотничьих собаках, то приходится констатировать, что для всего мира животных, собака является как бы предателем.
Почувствовав что обнаружена и что шкуру с неё сдирать вроде не торопятся, хвостатая соседка едва дыша, тихо-тихо, по стеночке, проползла мимо меня, и опрометью кинулась по лестнице наверх. Спаслась!..
Ладно - место на ночь я себе отвоевал.
За какой-то дверью слышен гвалт, плач, мат-перемат. То ли дерутся, то ли "отдыхают красиво". Откуда-то доносится хныканье ребёнка. Но в целом, всё более-менее спокойно. Ночь обещает быть благополучной. Это как-то чувствуется: наличие опасности, или наоборот - её отсутствие. "Шестое чувство" - вовсе не выдумка. А раз нет чувства близкой опасности - значит можно позволить себе немного расслабиться. В самом деле - день вроде прошёл сносно. Ничего плохого. Никаких неприятностей. Утром был жив - и до сих пор живой. До весны, правда, ещё ох как далеко! Как-то в голове не укладывается, что могу до неё дожить. Ведь это сколько ещё ночей, проведённых где попало!.. Во всяком случае, если я каким-то чудом до тепла дотяну - это не будет заслугой государства. Это будет его упущением.
Однажды пришло вдруг на память, что ведь не где-нибудь, а именно в Подмосковье живёт человек, которого я мог бы назвать приятелем. Давал он мне как-то свой адрес - да мало ли адресов даётся в лагере, мало ли планов строится! А вот поди ж ты - вдруг вспомнилось. Решил съездить к нему. И не пожалел. Бедненько с матерью живут - в основном тем, что сами на огороде вырастят. Ну ещё самогоночкой приторговывают. Да беда в том, что больше пьют её, чем продают. Но встретили хорошо. Что в доме нашлось - всё на стол выставили. Накормили от пуза и упоили в хлам - хоть и пытался отказываться от крепчайшей самогонки, но как не выпьешь за такую встречу?! Захмелевший хозяин толкует матери: "Ты видишь перед собой умнейшего человека, какого я только в жизни встречал! Спроси у него про любую страну - он тебе сходу назовёт её столицу, площадь, население, главные города, историю. Скольким людям человек помог раньше срока освободиться, сколько помиловок и жалоб кассационных написал!.." А "умнейший" (самому себе ни одного дня от срока скинуть не сумевший) прячет под стул ноги в разбитых вдрызг ботинках (неудобно!) и старается не поворачиваться к хозяевам правым боком (там пальто краской запачкано)...
Это был, что называется, наглядный пример солидарности малоимущих. Да только один он и есть, этот пример. В основном-то, нет в помине никакой солидарности между беднотой. Гораздо скорее встретишь её у богатых и зажиточных. Беднота давит и ненавидит друг друга, с упорством, достойным лучшего применения. Как бы ни костерили нищие колхозники всевозможных бизнесменов и представителей власти в целом - обворовывают они исключительно друг друга, на что-то большее их не хватает. Дворники с упоением грызутся с бомжами у помоек. Нищета загрызает нищету.
Довелось как-то встретиться и с другим "односидельцем" (по комяцкой зоне). Так же как и я, он часто ходил на собрания верующих (пятидесятников). Там все друг друга братьями называли. И для меня исключений не делали.
А теперь столкнулись случайно, буквально нос к носу, неподалёку от метро "Текстильщики". И оказалось, что в лагере-то оно проще было. Все одеты почти одинаково. У всех одна пайка. Все в неволе.
Теперь же стояли друг против друга - солидный упитанный господин и обшарпанный человечишко, изрядно смахивающий на бомжа. Тут уж языки как-то не провернулись, выговорить слово "брат". Поздоровались, вежливо улыбнулись друг другу. Перекинулись парой слов. А больше и сказать нечего... Подошёл его автобус. На том и расстались...
Был эпизод, когда я, в силу так сказать, "биологических" причин, почувствовал себя в более привилегированном, безопасном положении, чем некоторые иные божьи создания. Это произошло возле Казанского вокзала. Возле самого входа, на хорошо освещённом месте. Подальше в темень, она идти видимо побаивалась. А зря. Молоденькая проститутка, явно закоченевшая на морозе. Фигурка ладная, рожица симпатичная. Её б ещё подкормить малость, да дать вволю отоспаться...
Раздался скрип тормозов. Шагах в двадцати остановился милицейский уазик. Проблесковые маячки потушены, в окнах - темнота...
- "Мадам - ком цу мир!" Мент-водитель уже явно набрался. Проститутка вжалась в стену и затравленно озирается - точь в точь собака, приметившая живодёров.
"Чё - оглохла что ли?!"
- "З-зачем?"
"Давай сука, двигай поршнями!.." Внутри машины слышны мат и хохот. Время - часа два-три ночи. Практически в центре Москвы, у дверей крупнейшего вокзала России, беззащитная женщина в ужасе вжимается в стену, отчётливо понимая, что может не дожить до утра, что буквально сейчас, её будет терзать стая небрезгливых уродов в милицейской форме, опьянённых не только водкой, но и чувством полной безнаказанности...
Я много раз слышал о таких милицейских "субботниках" (это их жаргонное словечко) - когда менты, желая развлечься "на всю катушку", набивают машину схваченными на улицах проститутками (и не только проститутками - всяко бывает), увозят их в какое-нибудь из отделений милиции, где дают волю самым изощрённым фантазиям. А тут довелось увидеть процесс задержания ("набор инвентаря") воочию.
В такие минуты начинаешь невольно одобрять тот геноцид, который устроили всем представителям власти - в том числе полицейским и жандармам - дорвавшиеся до руля большевики, в 1917 году. Начинаешь понимать всю ярость людей, прошедших через тюрьмы, каторгу, ссылку. И если когда-нибудь история повторится (а она всегда повторяется), я лично не буду расстроен, узнав что дочерям и жёнам, сёстрам и племянницам сегодняшних хозяев жизни, устроен кем-то один большой "субботник". Власть имущие этого заслужили. Тем более, что многие из ихних "светских львиц", вовсе не понукаемые нуждой или сутенёрами, ведут себя куда позорнее проституток...
47
Между прочим, в ту кошмарную зиму, находил я время и силы бродить по многочисленным благотворительно-правозащитным организациям. А как же - их ведь в одной только Москве сотни полторы (кто не верит, пусть посмотрит адресно-телефонный справочник): государственные, общественные, религиозные... И все они вроде как призваны помогать бедным, бесправным и обездоленным.
Вот я и начал поход по этим конторам (что-то вроде генеральной ревизии). Наверное, после этого смог бы работать в Москве экскурсоводом. Даже наловчился в метро бесплатно прошмыгивать - хоть это и не так-то просто.
Однако пришлось убедиться, что все (или почти все) такие заведения, созданы в основном для самопрокорма, саморекламы, или для защиты интересов небедных клиентов. Их можно условно разделить на три "категории". Первая - это организации "виртуальные". В справочниках их адреса есть, но найти кого-либо по этим адресам почти невозможно. Окрестные жители только плечами пожимают - не слыхали, мол, о таких. Телефоны, указанные в тех же справочниках - не отвечают.
Вторая "категория" - это навороченные офисы, с телекамерами по стенам и амбалами-"секьюрити" на входе. Будешь рад, если уйдёшь оттуда подобру-поздорову.
Третья - это, как правило, конторы религиозные (в основном - от протестантских конфессий). Там вашему приходу очень-очень рады. У встречающих - улыбки до ушей ("американская улыбка" - оскал, демонстрирующий целостность, крепость и белизну зубов). Вашу робко протянутую руку, горячо жмут сразу двумя своими. Называют вас братом. Читают вам душеспасительную лекцию (что-нибудь из жизни некоего Джонни, из штата Айова - который был плохим парнем, курил марихуану, не слушал маму с папой и ни во что не верил. Но однажды Джонни вдруг осенило, что он ведёт неправедную жизнь. Он встал на колени, покаялся - и теперь у него свой дом в штате Канзас и доход два миллиона долларов в год). У вас спрашивают, слышали ли вы что-нибудь про Христа (таким тоном, как будто Россия - это далёкий остров в Тихом океане, населённый потомственными буддистами) и знаете ли вы, что он умер за ваши грехи? Предлагают покаяться (о чьём-либо покаянии перед вами, естественно, речь не идёт). Потом вручают какую-нибудь брошюру, с набором прописных истин. И... выпроваживают. Топай дорогой брат - туда, откуда пришёл. Приходи в следующий раз обязательно (если не замёрзнешь насмерть где-нибудь под забором, если не убьют тебя в каком-нибудь подъезде и если сам от безысходности не повесишься). Мы тебе потом другую брошюру дадим - в два раза толще. Ты ведь нам теперь не чужой...
Впрочем - и на брошюру не всегда стоит рассчитывать. Помню, как-то забрёл в Брянске к баптистам "на огонёк". Уж не знаю, какая блажь накатила. Попросил чего-нибудь почитать. Не дали. "Ты - говорят - наверное торговать нашими книгами хочешь". Интересно - кому это в наше время можно загнать религиозные брошюры баптистов?..
Вот иеговисты - те на этот счёт не заблуждаются. Брошюрки и журнальчики свои - даром раздают. Но эти ребята подходят только к тем, кто выглядит прилично. Если ты одет как бомж - можешь не опасаться, тебе эта беда не грозит. Вот когда принарядишься поприличней - тогда тебя атакуют. И обязательно поинтересуются - как бы к тебе домой прийти, навестить, так сказать, дорогого брата, Библию ему разъяснить. А то ведь без них ты в ней ничего не поймёшь. Её ведь вообще никто кроме иеговистов не понимает. А между тем конец света уже не за горами. Вот-вот всё медным тазом накроется. И все кто не марширует в ногу со "Свидетелями Иеговы" - в ад сразу пойдут. Так что пусть дорогой брат хорошо подумает...
Бывают конечно и исключения. Поехал я раз в район Казанского вокзала. Говорили что там, где-то на задворках, бездомных кормят бесплатно. Суп дают, кашу, ещё что-то. И даже одежду-обувь подбрасывают. Организовал это дело какой-то эфиоп. Приехал человек из Африки, поглядел на русских нищих - и ужаснулся. Заведя в России кой-какой бизнес и заручившись поддержкой каких-то западных благотворительных организаций, стал добрый сын чёрного континента, спасать от голодной смерти русских людей. Больше ведь это сделать некому.
Вообще-то я никогда в жизни не попрошайничал и в очередях за бесплатной миской похлёбки не стоял. Есть для каждого человека своя красная черта, перейдя которую, он из человека (пусть даже плохого) превращается в человекообразное животное. Кто-то перестаёт быть человеком в лагере - когда становится стукачом. Кто-то утрачивает духовное родство с людьми, садясь на иглу, или попадая в рабскую зависимость от бутылки. А кто-то протягивает руку за милостыней. И здесь важно одно условие: если самого человека внутренне корёжит, когда он попрошайничает - это значит, что не всё ещё потеряно. Если у человека выпрошенный кусок застревает в горле и он клянётся себе, что просил милостыню в последний раз в жизни (даже если ещё пару-тройку раз эта клятва будет нарушена) - значит, внутренний стержень человека ещё не сломлен (хоть и погнут). Ведь и женщина далеко не каждая, после изнасилования становится падшей. Но если человек просит спокойно, без душевной муки; просит тогда, когда можно без этого как-то обойтись - на нём можно ставить крест.
Впрочем, что-то я углубился в философию.
Немного в стороне от Казанского вокзала, действительно, начинали уже (к моменту моего приезда) собираться нищие. Странное дело - они возникали, как бы из ниоткуда. Вроде улица почти пустая (насколько может быть пустой московская улица - пусть и малозначительная), жмутся к забору 5-6 оборванцев... Глядь - а их уже 10-12. Причём, по обе стороны от ворот, таким образом растут (словно два снежных кома) две "группы". С одной стороны мужчины, с другой - женщины. Среди последних, иные и с детьми - кто с грудными, а у кого уже и школьного возраста. Не надо быть доктором психологии с двумя дипломами, чтобы глядя на них, понять - никакой школы эти дети от роду не посещали. Более того, вглядываясь в их лица и вслушиваясь в разговор, невольно приходишь к выводу, что это какая-то особая порода (слово "нация" здесь как-то не подходит) людей, совершенно чуждая, не просто русским (хотя по облику - обычные русаки), а вообще землянам - будто инопланетяне, с абсолютно обособленным душевно-психическим устройством. Тут всего словами не выразить, это нужно видеть. Просто невероятно, какая пропасть отделяет, с рождения бездомных людей, от "обычного" общества (в том числе и от бездомных - но не от рождения)!
И эта "женско-детская" сторона, тоже растёт, будто тесто подымается. Люди незаметней тараканов изо всяких щелей материализуются.
На улице вроде не очень-то и холодно, но зима есть зима, ветерок то и дело взвихривает позёмку, стояние на месте снижает сопротивляемость организма, тело как-то постепенно начинает трясти мелкой дрожью, зуб на зуб перестаёт попадать...
А ворота по-прежнему закрыты и за ними всё тихо и глухо. Тем временем, обе толпы увеличиваются на глазах, прирастая самыми странными фигурами. Вот жмётся к забору какой-то щуплый чукча в валенках, подвязанных верёвочкой. Никто бы и не знал, что он не калмык и не киргиз, но ведь сам рассказывает, как лётчики какого-то "грузовика" (так "на северах" грузовые самолёты именуют) втихаря, из жалости, "подбросили" дитя тундры с Чукотки до Москвы. И так оказывается бывает.
Только почему он вообразил, что в Москве ему будет лучше чем на родине?..
Трое помятых-потёртых-испитых мужичков, обмениваются впечатлениями о посещении кучинской свалки. Причём, каждый по-своему явно склонен к преувеличениям - общая беда всех нищих, которые готовы битый час рассказывать, как однажды наелись от пуза и упились в стельку, "забывая" пояснить, что перед тем неделю с голоду пухли. Чукча слушает разинув рот - аж кажется, что глаза у него шире становятся и уши в сторону рассказчиков самостоятельно, на манер локаторов поворачиваются. Видимо начитался газет, в которых расписывают порой, как на подмосковных свалках нищие чемоданы денег находят (или, разнообразия ради - оружие, трупы, ордена...) - да уж не потому ли в Москву прорваться умудрился?
В другой группке - публика поблатней, попохабней. Один - здоровенный верзила - скалясь щербатым ртом, юморит насчёт того, что в какой-то зоне (он называет в какой именно) в Коми, ему уже наверно прогулы пишут - аж на три месяца на свободе задержался!
Другой (худой как жердь, с кадыком кошмарной величины и погнутым от чьего-то удара носом) говорит (постоянно сплёвывая) что ютился в последнее время где-то у жириновцев, исполняя какие-то поручения. Третий тоскливо замечает, что "наверно и Жирик, если к власти придёт, про нас не вспомнит". - "Да кому ты нахуй нужен - вспоминать о тебе! Скажи спасибо, если к стенке нас всех не поставят!.." Собеседники дружно смеются.
Поодаль сцепились два дряхлых дедка (судя по уровню мата - не раз судимые). Оба едва на ногах стоят, не совсем на людей-то похожи; обоих почти что ветром качает. Тот и другой, взаимно грозятся друг друга непременно на британский флаг порвать, наизнанку вывернуть, шкуру снять и на забор выкинуть, во все дыры отыметь... Все эти кошмарные угрозы изрыгаются старческими дребезжащими голосами, похожими на скрип ржавых петель садовой калитки. Один бравирует тем, что сидел на такой-то зоне (по его мнению - крутейшее место), другой с презрением ответствует, что тянул срок в ином (видимо ещё более крутом) лагере и знал самого такого-то (называется какая-то дурацкая кличка, долженствующая морально уничтожить противника, не общавшегося с такими знаменитостями)...
В одной из книжек Киплинга про Маугли, я как-то читал описание стычки двух обезьян, каждая из которых готова была порвать в клочья супротивницу - но, одна из них забыла обо всём на свете, увидев проползавшего мимо жирного жука; другая в это же время узрела аппетитную гусеницу. На этом стычка была исчерпана.
Не знаю уж как там у обезьян, а у стариков произошло как раз что-то подобное. Исчерпав запас ругательств, каждый уставился выцветшими мутными глазами в одну точку, будто вспомнив о чём-то. Больше их не было слышно.
Зато раздались вопли неподалёку: какой-то отвязный кавказец лет двадцати (скорее всего дагестанец), демонстративно расталкивая стоящих, протиснулся вперёд, двинув плечом безучастную ко всему фигуру в драном чёрном пальто, опирающуюся на костыль. С неожиданным проворством, "фигура" треснула дагестанца костылём промеж глаз. Джигит завыл по-бабьи и осел на снег. Глаза сошлись на переносице, по лбу потекла струйка крови...
Впрочем - все эти страсти как-то терялись, в ставшей уже огромной толпе. В свою очередь, с "женской" стороны слышался какой-то истерический визг, похожий на кошачий - сопровождаемый однако, вполне человеческим, отборным трёхэтажным матом...
Ворота как-то вдруг распахнулись. И началось то, что можно представить себе приблизительно, лишь глядя на стадо голодных животных, ринувшихся к полной кормушке. Вмиг оказалось, что никакие представления об очереди тут не действуют и занимать эту самую очередь было совершенно бессмысленно. Крик, рычание, мат, гвалт, потасовка... Я много раз читал и слушал речи всевозможных правозащитников, возмущённых тем, что происходит где-то в далёкой Чечне, или жуткими страданиями несчастных гонимых миллиардеров. Но почему никто не удосужился снять на видеокамеру то, что творится при раздаче бесплатной пищи бездомным - практически в центре Москвы? Причём, пищи плохонькой - постной баланды и безвкусной кашицы. Насколько мне известно, такие "пункты питания" действовали также возле Курского вокзала и ещё в двух-трёх местах (по Москве). И нигде никто не потрудился создать хоть самую примитивную столовую, хотя бы в крупной палатке, где люди могли бы поесть сидя и в относительном тепле (допускаю, что сейчас что-то такое где-нибудь и появилось - но в таком случае туда не допустят всех бездомных; обязательно будут пускать лишь по специальным талончикам, со скрипом выдаваемым в каких-то конторах).
До какого же скотства доходит голодный человек!..
Одежду с обувью перед нищими вываливали из мешков прямо на снег. Это был настоящий хлам - видимо аккурат с помоек.
Так или иначе, но я для себя усвоил накрепко - ходить в такие места не следует. Ходить сюда - значит опуститься, деградировать и, в конечном счёте, перестать быть человеком. А за хламом на свалку можно и самому съездить.
Помнится, сразу после освобождения из ливенской зоны, будучи проездом в Орле и имея в запасе время до нужной мне электрички, решил зайти в молитвенный дом к баптистам (возможно это были пятидесятники - разница между ними очень небольшая, я могу ошибаться).
Посидел, послушал. Хорошо говорят люди. Толково. На живом русском языке. И стоять всё время, во время богослужения, не требуется. Для прихожан лавочки удобные поставлены. Правда, некоторые Православные священнослужители тоже не слишком принципиально требуют от паствы непременного стояния на ногах. Как выразился один священник:"Лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах". Но такой "либерализм" - скорее исключение, нежели правило. Доводилось встречать в Подмосковье одного доброго батюшку, который со строгим лицом говорил прихожанке: "Сдохни - но службу выстои!.."
Хотя коробит порой ощущение, что протестанты слишком уж "легко" к богослужению относятся - почти как к шоу. К тому же орловский пастор, что-то уж чересчур много распинался о том, как ему предлагали переехать жить в США - а он отказался. Ну да Бог с ним.
После окончания службы, я потихоньку пошёл к выходу. Ко мне, однако, подошёл человек, видимо "специализирующийся" на "работе с новичками". Спросил - кто, мол, откуда? Я не посчитал нужным скрывать, что только вот освободился, еду в Тульскую область, буду пытаться там где-нибудь на работу устроиться. Он дал мне несколько адресов в Москве, по которым я могу обратиться за помощью, если совсем уж жизнь прижмёт и если в Москву каким-то ветром меня занесёт.
И вот зимой, уже после "колхозной эпопеи", отыскал я в записной книжке (истрёпанной и чудом не потерявшейся) эти адреса. Первый из них - "Миссия в Иисусе". Располагалась (а может и сейчас существует) на Люблинской улице. Это бывшие заключённые, по мере сил помогающие зэкам находящимся в лагерях и тем кто после освобождения оказался в тяжёлом положении. Пытаются также оторвать алкоголиков от водки, а наркоманов от наркотиков.
Непросто было к ним добраться - на окраину Москвы (тогда я ещё плохо знал город). Но разыскал всё-таки. И не только я. Собралось в тот день, вместе со мной, человек двадцать таких неприкаянных визитёров. Дали нам всем хлеба, сала, кой-какую литературу. Была и небольшая проповедь. Но - резко отличавшаяся от того, что я слышал раньше. Никто не пытался втолковывать, что бродяжничать - плохо, а работать - хорошо. Эти люди действительно знали жизнь и не тратили время на бормотание чепухи. Выступал перед нами бывший бомж, скитавшийся в своё время не только по России, но и по всей Европе (если я верно уловил по кой-каким оговоркам, побывавший даже в рядах "иностранного легиона"). Разумеется, он не призывал нас вернуться к "нормальной жизни" - мы бы и без него не отказались. Он поставил вопрос по-иному. - "Вас затаптывают, вам плюют в лицо, не считают вас за людей. Но именно это говорит о том, что вы - не от мира сего. А раз не от мира сего - значит от Бога. Вы - Божьи люди. Следовательно - оплот Христа, агенты Христа в этом мире, пребывающем под пятой сатанинской оккупации. Вы - люди Христа, солдаты Христа. Значит - вы не одиноки. Там - за небесной линией фронта - пребывает руководство ваше, командующий ваш, ваш законный и могущественный Президент - Иисус Христос. Выше голову! Вы - передовые отряды Христа. За вами - несокрушимая сила. Сила - которая просто обречена на победу. В этом абсолютно глупо, совершенно бессмысленно сомневаться. Те, кто против вас - обречены на поражение. Они уже списаны со счетов жизни. Они уже - мертвецы. Живые мертвецы. Они ещё ходят по земле, что-то там едят, о чём-то там говорят, над кем-то ещё пытаются смеяться. Но от них уже несёт мертвечиной. А вы - бессмертны. Вас невозможно убить. У вас впереди - вечная жизнь. Вам абсолютно не о чем беспокоиться. Вы - привилегированные, особо отмеченные, счастливейшие люди на земле. Вы - гвардия Иисуса Христа. Будьте горды этим! Держите марку! Ведь вы - лучше всех остальных! Вы - соль земли!.."
Надо признать - этот человек умел находить доходчивые слова и выражения. Никогда ни в какой радиопередаче, ни в каком телевизионном или газетном выступлении, я не слышал и не читал, похожих по силе воздействия проповедей, со стороны самых маститых священнослужителей. Притом, что этот человек не был облечён никаким саном.
Конечно, шмат сала, буханка хлеба и ободряющее слово - не Бог весть что. Но если бы во всех подобных (религиозных и правозащитных) организациях, помогали хоть так!..
Кстати - там же, на Люблинской, мне настойчиво посоветовали снять ксерокопию со справки об освобождении (я согласился, копия была снята), потому что очень уж упорные слухи ползли по Москве о том, что милиция, по негласной указке "сверху", рвёт эти самые справки, дабы бездомные уж совершенно точно не могли нигде на работу устроиться, как-то где-то за жизнь зацепиться (даже теоретически), поскорее вымирали бы - или попадали обратно за решётку. Я лично уверен, что действительно было такое указание с начальственных высот - уничтожать нищих. Никогда никто меня не убедит, что имела место отсебятина со стороны отдельных ментов.
По второму из адресов, записанных в Орле, находилась правозащитная организация, расположенная неподалёку от метро "Медведково". Организовал всё это дело депутат Бабушкин, объединивший вокруг себя добровольцев-адвокатов. Эти люди, после своей "официальной" работы, приезжали в вышеупомянутое заведение, где, примерно с обеда и до глубокой ночи (порой - до часу!) принимали бесплатно целые вереницы посетителей - в первую очередь бездомных (но и не только их). Я и сегодня готов кому угодно сказать, что на тот момент, никаких правозащитников кроме Бабушкина, в России не существовало. Многочисленные и голосистые, но чисто виртуальные, чеченозащитники и олигархозаступники - не в счёт.
Именно у Бабушкина я впервые не был отфутболен и не завален ворохом красивых бессмысленных советов. Люди, которым я обрисовал свою проблему, принялись активно названивать по разным адресам, организовали депутатский запрос в московский ОВИР, снабдили меня кучей справок и объяснили что делать. В ОВИРе сначала хотели от меня слишком дёшево отделаться - послали в Ливны (видимо надеясь, что я туда не поеду) с кое-какими бумагами (дескать, пусть там мне выправляют паспорт). Но Орловская область не так уж далеко от Москвы (впрочем, это мне так "повезло" - а каково тем, кто сидел где-нибудь в Забайкалье?). Пригородными, всего две пересадки - в Туле и в Орле. Добрался я до этого райцентра, пришёл в местный РОВД. А там - поголовная пьянка, уж не знаю по какому случаю (может у них это - без каких-то особых случаев, "на постоянной основе"?). Прямо в коридоре менты лупят какого-то замурзанного мужичка. Один из стражей порядка, с красным, будто свекольным лицом и выпученными глазами, еле стоя на ногах, старательно пытается попасть какой-то книгой (уж не уголовным ли кодексом?) мужику по голове...
На меня дежурный посмотрел, как на невесть откуда свалившегося марсианина. Вызвал какого-то капитана. Тот покрутил привезённые мной бумаги, нацарапал пару дешёвых отмазок и велел ехать назад в Москву. Но к этому я был готов, рук не опускал. Чувствовал, что то-то там хрустнуло, в глухой круговой блокаде.
Прикатил опять в ОВИР (в который ходил пешком, от железнодорожной платформы "Калитники", курского направления - денег было в обрез, не до метро). Там почесали репы, пошушукались - и послали меня в Орёл.
Видимо поняв что так просто не отвяжусь, овировцы действительно созвонились с Орлом и малость на облцентр наехали. Поэтому, сокрушённо вздыхая (как будто от сердца отрывали!) в Орле мне паспорт, наконец, выдали - буквально через день после моего приезда. Вон оказывается, как всё просто-то!..
Так я обзавёлся документом, на который всегда имел право. Не сомневаюсь, что если бы какая-то фирма (не государство, а лишь отдельно взятая фирма!) вздумала издать рекламный буклет - красочный, многостраничный, на хорошей глянцевой бумаге - то довольно скоро (максимум через неделю) этот буклет раздавали бы (чуть ли не силком суя в руки) бесплатно, всем прохожим, возле всех станций метро, настырные молодые люди с улыбками до ушей. А тут какая-то несчастная краснокожая паспортинка, которую государство (целое государство!) обязано (именно обязано - ведь оно само эти паспорта изобрело) выдать всем своим гражданам. И эту сраную книженцию люди вынуждены у государства вымаливать, чуть ли не на коленях - притом что она, по большому счёту и нахрен не нужна. Живут же без паспортов люди во всех нормальных странах. Например - в США, Великобритании, Греции... Там используются лишь загранпаспорта - сугубо для выезжающих за рубеж. Ничего - не помирают.
Кстати, паспорт бездомному выдаётся "пустой" - без прописки, без регистрации. Толку от него не особенно много - надо ведь как-то объяснять отсутствие этих самых прописок-регистраций (в стране, именующей себя демократической). Приходится показывать заодно уж и справку об освобождении. А она для потенциальных работодателей - что икона для чертей. Этой справкой система МВД как бы метит человека, предупреждая все иные "конторы": это наш раб, его у себя не привечать, мы его просто погулять выпустили, в отпуск краткосрочный. Руки прочь от чужой собственности!..
ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.
Journal information