Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Categories:

ПРОПАСТЬ (29-я часть)

DSCN1361.JPG

ПРЕДЫДУЩУЮ ЧАСТЬ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.


Однако, неожиданно для меня, паспорт стал моим спасителем - хоть и совсем не в том смысле, какой можно было бы предполагать.

Ночёвки на цементных полах подъездов, ударили в конце концов по здоровью. Не знаю что со мной приключилось - может быть пневмония, может что-то иное. Но чувствовать я себя стал, всё хуже и хуже. Тяжко было даже просто ходить по ровной дороге. В Орле платный зал тёплый и более-менее спокойный. Приехав в город из-за паспорта и ночуя в этом зале, я уберёгся от дополнительных ночёвок в убийственных условиях. А получив паспорт, должен был решать для себя нешуточную задачу - что дальше? В подъезды - нельзя, и так уже всё плывёт перед глазами. Но где-то ведь надо жить и кормиться!

Пришла в голову идея - попробовать сунуться в какой-нибудь из монастырей. Может где-нибудь и приютят. В самом деле - почему нет?

Монастырей на Орловщине я не знал. Но в соседней Калужской области их несколько штук. Например - знаменитая Оптина Пустынь.

Еле передвигая ноги, порой забывая куда я вообще иду - добрался пригородными до Брянска. Оттуда - до Сухиничей. В Сухиничах пережил на вокзале настоящую ночь кошмаров. С одной стороны - впадая по временам в забытьё, видел какие-то нелепые полусны-полувидения. С другой - на вокзале в ту ночь происходила облава. Хватали каких-то потрёпанных мужичков, крутили им руки, волокли в "автозак", стоявший неподалёку. Почему не обратили внимания на меня? Тому, на мой взгляд, есть два разных объяснения. Первое: мне всё было по барабану, я никого не боялся, будучи в полуживом состоянии. И это отсутствие страха, возможно подействовало на ментов так же, как оно действует на собак - то есть, "нейтрализовало" их агрессивность. Рассуждать так, наверное не совсем тактично. Но пусть со мной поспорит тот, кто сам имеет опыт бродяжьей жизни и частого общения с представителями закона.

Второе объяснение заключается в том, что в Сухиничах расположена зона (причём, "образцово-показательная", с паскуднейшим уровнем режима, по отзывам всех кто на ней побывал). Не исключено что те, кого хватали, бежали из лагеря - и менты точно знали, кто им нужен. Но беглые обычно хорошо понимают, что на вокзал соваться - очень глупо. Именно там, в первую очередь, их и ищут. На вокзал может сунуться одиночный беглый глупец. Но - целая группа идиотов?.. Конечно - зима, холод и всё такое. Но могли ведь просто костёр в лесополосе развести. В общем - не знаю...

От Сухиничей доехал автомотрисой до Козельска. Там оказалось, что до Оптиной Пустыни нужно топать километра четыре. Монастырь не в самом городе находится.

А у меня уже и сил нет. И денег - тоже.

Но двинулся кое-как. Шёл как зомби, "на автопилоте". Ноги передвигались как-то отдельно от тела. Аж самому интересно было - сколько они ещё двигаться смогут? На сколько их "ресурса" хватит?..

Самое удивительное - дошёл. Неприятно поразило (но и приободрило, заставило сжаться в кулак) наличие милицейского поста на входе. Ладно - зашёл. Поговорил с привратником (не уверен, что правильно называю должность этого монаха). Выяснилось, что мест у них нет и вообще они людей без прописки к себе не берут. Покормили, правда. Только я почти ничего не ел. Ложкой водил около рта и думал: за воротами подохну. Ведь не дойду до станции - это уж точно...

Но, повезло. Какой-то служебный автобус собирался отъезжать в сторону города. Люди в него садились. Ну и я влез. Иначе действительно - упал бы в снег где-нибудь у дороги.

От Козельска доехал до Сухиничей (опять же, везло - ревизоры нигде не ссаживали). Там залез в электричку, идущую на Калугу. Доехал до станции Тихонова Пустынь. Если бы изначально знал, насколько там далеко до монастыря - не дошёл бы. Но уверили, что - близко. И я побрёл...

Дорога хорошая. С обеих сторон стоит угрюмый, заснеженный лес. Где-то дятел стучит. А сердце стучит-забивается ещё громче. Иду-иду-иду...

Мысли в голову лезут: "вон до того поворота дойду, если за ним ничего - упаду... Но ведь могут подобрать. А машин - очень мало. Пока подберут, руки-ноги отморожу, калекой останусь. Значит - нельзя падать. Лучше в лес зайти и на суку повеситься... Но ведь самоубийство - грех... Так всё равно же кранты - разница в какие-нибудь полчаса-час..."

Дошёл до поворота. Впереди по-прежнему пустая лента дороги.

Но вроде ноги ещё не отказали? Ну-ка: как там правая нога? Слушается?.. А левая?.. Ну тогда - до следующего поворота. Если за ним пусто - тогда уж точно в петлю...

Но, поворот чередовался за поворотом, вокруг по-прежнему высился лес, а я всё двигал и двигал ногами.

В этот день, видимо довелось мне на ногах перенести кризис.

Уже в потёмках дошёл до монастыря - отмахав километров двенадцать. Там торопились к службе, поэтому (явно рассчитывая на отказ) скороговоркой спросили: "Есть хотите?"

Во мне уже зародилось какое-то озлобление, я начал понимать "систему." Вроде, по дороге, ни о чём "постороннем" не думал и думать не мог - но мозг "сам собой" делал определённые выводы. Поэтому, твёрдо глядя в глаза пухленького монаха, не отводя взгляда, заявил: "Есть - хочу. И очень сильно. Мне тяжело терпеть".

"Да?"

- "Да."

Вообще-то, это было почти неправдой. Еды больной организм особо не просил. Но, апатия начала потихоньку отступать. Стал прорезаться в поведении какой-то стержень.

Поставили мне поесть (уж не помню в деталях, что именно там было). Ушли на службу. Я остался в столовой один. Начал буквально насильно впихивать в себя еду - даже подталкивая пальцем: "Так надо; надо жрать; иначе - крышка"... Боялся - только бы не стошнило от насилия над организмом, только бы не вырвало. Но ничего - пронесло.

Потом, после службы, состоялся разговор с настоятелем. Объяснили мне, что без прописки у них нельзя. Но на ночь, так и быть, оставят.

Отвели в помещение - нечто вроде гостиницы. Обшарпанные стены. Целый ряд коек, застеленных предельно замызганным бельём. Обилие тараканов. Но - тепло. Народу много. Окрестная нищета. Причём - нищета прописанная, не бомжи. Спрашивают закурить. Говорю что не курю. Огорчаются. Рассказывают, что все они при монастыре - в качестве дармовой рабсилы. За миску похлёбки пашут. Работать их заставляют целый день. Если не наберётся столько полезной работы - заставят снег с места на место перекидывать. А потом - обратно.

При этом работягам всё время внушают, что им оказывается величайшая милость - возможность поработать во славу Божью. А кто чем-то недоволен - тот жалкий грешник. Курить не дают - как можно! Даже в тюрьмах и спецприёмниках, менты курева обычно не жалеют для тех кто их обрабатывает. А монастыри - особый случай. Многие монастыри только и держатся - трудом нищеты. Разве ж монахи работать будут?! Они - то молятся, то интриги друг против друга плетут. Как пауки в банке. Каждый второй - вообще неверующий. Среди этой братии - кого только нет! Даже менты бывшие...

Я засыпаю, слушая приглушённый говор монастырской рабсилы. Чувствую, что мне вроде легче становится.

Утром выставили меня за ворота. Как я понял, здесь опасаются ранее судимых - как людей, теоретически способных посеять какие-то семена недовольства.

Сам я становлюсь чуточку умнее. Пешком уже не иду. Внаглую лезу без всяких билетов в автобус - и доезжаю благополучно до Калуги. Там сажусь на электричку и еду до Москвы. Берегу силы буквально на каждом шаге. Где-то читал, что раньше в Средней Азии, прежде чем рыть арык, делали так - нагружали тяжелейшей поклажей осла и пускали его в ту сторону, куда должна течь вода. Животное инстинктивно шло так, чтобы не сделать ни полшага вверх - только вниз (даже если этот уклон был практически незаметен для человеческого глаза), по кратчайшему маршруту, экономя каждую каплю сил. Потом, по тому пути которым проковылял ишак, рыли канал. Вот я так же точно экономил каждую каплю сил. И чувствовал, как организм выкарабкивается...

В Москве, неподалёку от Киевского вокзала, совершенно случайно познакомился со священнослужителем, который оказался настоятелем небольшого женского монастыря в Подмосковье. Не вдаваясь в подробности, я упомянул о своих плутаниях по монастырям. Тот предложил мне поехать с ним... А почему бы и нет? Что мне терять? Хоть уже и охладел, в целом, к своей монастырской затее - но зима-то ещё не кончилась.

В этом монастырьке я и перекантовался до начала весны (реальной, а не календарной). Малость подкормился, отдохнул. Но именно - малость. Жизнь в монастыре - это существование в условиях эксплуатации. Причём эксплуатация эта особенно паскудна тем, что прикрывается именем Бога. Сами монахини - полдня молятся, полдня сплетничают. Ну иногда что-нибудь и делают - охая и ахая. Вообще, что монахи, что монахини - это прежде всего бездельники (за исключением редких энтузиастов). И даже молитвы для них - тяжкий труд, выполняемый обычно с неудовольствием и кряхтеньем. Вряд ли Всевышнему угодны такие потуги.

Во всём монастыре я был единственным человеком, прочитавшим Библию полностью, от корки до корки. Причём - добровольно, ещё в зоне. В монастыре никто к этому не стремился.

Кроме того, замкнутое однополое существование, накладывает нездоровый отпечаток на взаимоотношения людей, не наделённых к тому же особо развитым интеллектом (главное развлечение монашек - чтение, тайком от "батюшки", журнальчика "МК-Бульвар"). Справедливости ради следует сказать, что анекдоты о любовных похождениях монахинь - ерунда. С этим действительно строго. Но, психика человеческая так уж устроена, что мужчины без женщин и женщины без мужчин, немножко дуреют и становятся не совсем адекватными в мышлении и поступках. От этого никуда не деться. Видимо староверы более правильно поступают, уходя от людей - либо одиночками, либо семьями. Действительно, если тебе люди поперёк горла встали (бывает и так, очень даже понимаю) - уходи от них один, в полное одиночество. А если просто хочешь жить в обществе верующих, близких тебе по духу и мировоззрению людей - так и живи в деревне, населённой единоверцами, в том числе и женщинами. Создавай семью. Почему нет? В конце концов, Библия неоднократно, ясно и чётко, повелевает людям: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". А вот чего-то однозначно противоположного в ней нет. Абсолютно...

Ушёл я из монастыря в апреле. Причём, ушёл - в чём прибыл; только в ещё более обтрёпанном. Ведь работал в своей одежде, рассчитывая на ту хорошую, которую мне дали в монастыре. А хорошую, при уходе - не отдали.

Эта подлость наглядно объяснила мне, почему после 1917 года, русские крестьяне с лёгким сердцем громили монастыри. В самом деле: если где-то что-то происходит - значит, на то есть причины. Разве Православная церковь в России когда-нибудь выступала против крепостного права? Разве она не была одним из ответвлений государственной власти?

И сегодня, возрождающаяся церковь спешит наступить на те же грабли, млея в объятиях государства и теряя авторитет в народе.

48

Дожил всё-таки до весны! Дотянул! Выдюжил...

Сам себе это говорил - и не верил, что мои слова, - реальность. Солнышко во всю ивановскую сводит остатки снега, воробьи заходятся в щебете, талые воды грязь несут по улицам - а я всё удивляюсь и сам себя спрашиваю: неужели жив?!..

Но, эмоции эмоциями - а выводы делать надо. Наивность придётся свернуть в трубочку и спрятать куда-нибудь подальше. Необходимо раз и навсегда осознать, что я - никому не нужен. Государство - мой враг. Причём, враг опасный, мерзкий, беспощадный. Пытаться что-либо вымаливать у этого врага - глупо и смешно. В том числе - глупо и смешно устраиваться где-то на работу. Если сам о себе не позаботишься - никто о тебе не позаботится. Конечно - в свободное время, ради очистки совести, можно и ткнуться куда-нибудь. Но - именно в свободное время и ни в коем случае не отрываясь от железных дорог. А к зиме необходимо готовиться заранее - планомерно, не надеясь ни на какие чудеса.

Отъехав на некоторое расстояние от Москвы и немного пошлявшись по лесным массивам, я приглядел место, показавшееся более-менее глухим - насколько вообще может быть глухим лес в Подмосковье. Тут и построил шалаш. Поначалу - крайне примитивный. Умения не было ни на грош, с трудом отличал осину от дуба, костёр развести было проблемой. При первом же дожде вымок в своём шалаше насквозь. Пришлось строить другое укрытие. Потом - ещё одно... Теперь у меня было куда приносить что-то такое, чего не хотел бы таскать с собой постоянно. Научился "подгадывать моменты" в районе некоторых крупных магазинов, когда из них (в определённое время суток) выбрасывалось в специальные контейнера что-то из продуктов (срок хранения вышел). Конечно, места такие редки, их ещё найти нужно. Также как и районы, в которых стоит искать что-то приличное из одежды, или обуви. Тут лучше всего подходят некоторые, наиболее зажиточные города-спутники из ближнего Подмосковья, с малым количеством собственных бомжей и дворников-гастарбайтеров. Но всё это имеет значение лишь в том случае, если у тебя есть где "складировать" найденное. Причём - всё это скоро сказывается, да не скоро делается. Например - зимние вещи обычно выбрасываются весной, а летние - осенью. И необходимо ведь подбирать по размеру, более-менее чистое и целое. Это годами нужно обитать на одном месте (по принципу - на месте и камень мохом обрастает). Вот так примерно и решил жить - в лесу, но, в принципе, неподалёку от людей. Кормиться-то чем-то надо. Как сказал старый японский бомж, в интервью какому-то журналисту: "Ушёл бы от людей куда-нибудь в горы, в любую даль, куда глаза глядят - да ведь кушать каждый день хочется"...

Хотя, в отдалённой перспективе, мыслил вообще уйти от людей в настоящие леса. Вот, дескать, деньжат немножко поднакоплю, перееду в ягодно-грибные края, построю там себе более-менее капитальное жильё, буду изредка подрабатывать сбором клюквы и черники. Хватит - от людей пора постепенно, всё дальше и дальше отдаляться. Кто на людей надеется - долго не живёт.

Правда оставались во мне ещё рудименты каких-то глупых надежд и стремлений. Поэтому, оклемавшись на тёплом солнышке (человеку "обычному", просто трудно представить себе, как много значит для бомжа лето), я сделал попытку "совместить полезное с приятным" - мотануться ещё раз в Белоруссию (только в западную её часть), чего-нибудь там прикупить (чтобы окупить дорогу), посмотреть на местные леса (ну как же, знаменитые партизанские края!); поглядеть, как там с грибами-ягодами, нельзя ли место поглуше найти для "прочного" поселения...

Решение конечно сумбурное - видимо ещё не до конца из себя раба выдавил.

До Смоленска от Москвы проехать нетрудно, электрички (через Гагарин и Вязьму) идут хорошо. В Смоленске узнал, что пересадку в Красном делать не обязательно - теперь ходят прямые электрички Смоленск-Орша, без каких-либо особых проверок на границе. Но я добрался до Смоленска уже в позднее время, поэтому до утра ждать не стал, поехал на последней электричке в Красное. Состав пустой, вокзал в Красном закрыт на большой амбарный замок.

Решил пройти пешком до соседней (уже белорусской) станции Шуховцы. Идти - километров восемь. Реальной границы в тех местах нет, опасаться нечего.

Железная дорога там проходит неподалёку от Днепра. Самой реки не видать, но ощущается влажная речная прохлада. Правда при бодрой ходьбе это не страшно. По сторонам от дороги угадываются при лунном свете какие-то ямины, заросшие травой - возможно воронки от снарядов и бомб, рвавшихся здесь в годы Отечественной войны. Ведь тут проходит магистральный путь Восток-Запад.

В Шуховцах - вокзал открытый и чистенький. Народу - никого.

Утром доехал до Орши. От Орши, фактически одной электричкой, которая идёт всю ночь, без всяких ревизоров, с полуторачасовой остановкой в Минске - пропёр до Бреста. В своё время, ещё при "позднем" Горбачёве, рассказывали мне о том, что в Бресте, мол, все рынки забиты барахлом, бытовой техникой и продуктами питания со всей Европы. Ну как же - ворота на Запад! Говорят, ездили сюда "челноки" со всего Советского Союза, за всевозможными дефицитными товарами. Было здесь что-то вроде свободной экономической зоны. Одним словом - Клондайк...

То, что я узрел своими глазами, не тянуло, не то что на Клондайк - это нельзя было сравнить даже с какой-нибудь заштатной Вязьмой. Совершенно пустой рынок - хоть в футбол играй. В магазинах - жёстко нормированная выдача продуктов в руки. Например - не более двух бумажных пачечек творога на одного человека. Не более двух килограммов кровяной колбасы. Ещё не во всяком магазине есть этот творог или несчастная кровянка.

"Мужчина - вы познакомиться не хотите? Хи-хи-хи..."

- "Спасибо, мне некогда".

"Да вы не поняли - можно вас попросить, чтобы вы мне пару пачек творожку купили? А то я уже две купила, мне больше не дадут"...

Так-то Брест, сам по себе, город симпатичный, зелени много. Но и пыли хватает. Видимо тут считается, что с пылью должна бороться зелень, а не дворники. На местном вокзале, от отдельной платформы, отходит облупленная, старенькая польская электричка на Варшаву - почему-то выкрашенная в ядовито-красный цвет. Пассажиров в вагонах немного. На ступеньках каждого вагона, восседает по пограничнику. Похоже, так и будут ехать на этих ступеньках - вплоть до самого моста через Западный Буг. Да и сама платформа варшавского направления, огорожена высоким металлическим забором. Граница вполне на замке. И понятие "погранзона", по-прежнему существует. Какой-то подвыпивший украинец жалуется, что ему в кассе билет до Высоко-Литовска не дают - нет пропуска, или местной прописки. А ему надо там на работу, на какой-то свинокомплекс...

Из Бреста в Оршу, я выбирался уже дневными электричками - по которым шастали ревизоры. Приятного мало... В Орше сел на дизель-поезд, идущий по глухой однопутке на Лепель. Надо же, в конце концов, посмотреть белорусские леса! В вагоне спрашиваю: "Здесь свободно?" Мужичок средних лет пододвигает сумку к себе: "Садитесь... то есть - присаживайтесь". Интересно - такая, чисто лагерная оговорка...

Вышел я, не доезжая до Лепеля - в Бурбине.

Вроде местность - что надо: линия полуржавая идёт вверх-вниз (по ней дважды в сутки дизель проползает, вот и всё движение), кругом лес. Правда, вокзальчик (как и везде в Белоруссии) чистенький, аккуратненький. Люди (что не характерно для такой глухомани) говорят чисто по-русски, причём шуточки у них, какие-то специфически похабные... Потом уж догадался - видимо сюда направляют на работу (на какие-нибудь торфоразработки) освободившихся из лагерей.

Лес, при ближайшем рассмотрении, оказался всего лишь лесополосой. Вообще, лесов как таковых, в Белоруссии осталось с гулькин нос. Всюду - то пашня, то торфоразработки. А там где подобие леса сохранилось, можно без всяких декораций снимать сказки про бабу-Ягу и Кощея бессмертного - деревья больные, все в лишайниках, заболоченность кошмарная, корням толком зацепиться не за что. Иные худосочные сосёнки, тычком пальца свалить можно. Пятачок сухой земли найти для ночёвки - серьёзная проблема.

В Бурбине зашёл в магазин. А там - одни и те же банки трёхлитровые, с огурцами солёными, расставлены по всем прилавкам, чтобы пустоту этих самых прилавков хоть чем-то занять. Камуфляж, понимаешь. И такое махровое, чисто советское хамство продавщиц - уже как-то вроде и подзабытое в России.

Ладно, выбрался назад, в Оршу. Сел на смоленскую электричку - и поразился: состав полупустой! Что за чудо? Все сидят тихо-тихо, носы в окна уткнули...

Ладно, едем. Едва проехали Красное, вдруг поднялось движение, шевеление, хождение - ожили! Откуда-то подоставали сумки, корзинки (и где только прятали!), пошли обменщики денег, попёрла торговля - даже не доезжая Смоленска. Видать все многократно и крепко "учёные" - если до границы сидели тише мышей...

49

Нельзя сказать что после этого я сидел без движения в подмосковных перелесках. Пытался ещё разок на юг рыпнуться, даже пошабашил чуток под Ростовым. Но довольно быстро оттуда вернулся. Вторую зиму на вокзалах встречать не собирался. Поэтому ещё летом начал строить жилище на зиму.

До чего же был наивным и неумелым! Самой обычной ножовкой, один, без чьей-либо помощи, валил деревья. А сырые деревья - страшно тяжёлые. До сих пор не пойму - как меня ни одной берёзой не накрыло?!

Почему-то было почти маниакальное стремление - во что бы то ни стало расположить жилище под землёй (так, чтобы можно было пройти буквально по нему и не заметить). Для этого пришлось копать здоровенную ямину, с аккуратно ровными краями и полом. Дно и стены ямы выложил брёвнами. Так же, брёвнами, накрыл потолок. Сверху насыпал землю и наложил дёрн. Получилось нечто вроде бункера, с колодцеобразным выходом наверх. Надо сказать что конструкция эта, была абсолютно неудачной - в той местности близко к поверхности подходят грунтовые воды. Но лето было аномально сухое. А зима потом выдалась морозная. Так что я вначале и не понимал, какую глупость отчебучил. Правда, под землёй было тепло (относительно конечно), но слишком уж сыро. Как я там себе лёгкие не загубил - уж не знаю.

Осенью настала пора сбора грибов. Пустой лес вдруг ожил. Вот тогда я познал главный минус лесов Подмосковья - соседство с многочисленными и густорасположенными населёнными пунктами. Люди пошли, что называется, стеной - выдирая даже несчастные свинушки, которые я никогда не брал. Но строительство было, в основном уже закончено. На сборе и продаже опят, даже удалось малость подзаработать. И вообще, торговать кой-какой мелочёвкой приходилось частенько. Хотя, торговля в Москве - дело рисковое. Раз, на моих глазах, омоновцы в чёрных масках, устроили сущий погром в подземном переходе возле метро "Тушинская". Кувырком летели ящики, столики, весы. От удара форменных бутс, искрами салюта разлетались во все стороны помидоры и куриные окорочка. Все стены были забрызганы молоком из разбитых банок. По переходу метались несчастные растрёпанные торговки, пытающиеся сохранить хоть что-то из своего товара. Визжала в ужасе приблудная собачонка, которой в суматохе отдавили все четыре лапы и хвост в придачу. Налётчики в законе, волокли по ступенькам двух кавказцев - одного за волосы, другого за вывернутые руки. Их коллеги, пыхтя и кряхтя от натуги, тащили добычу - картонные короба, сумки, корзины... Наверху стоял ментовской автобус, с надписью "ритуальные услуги" (маскировка, видите ли). Туда и помещали, трофеи и "пленных". Потом земляки тех выкупали. Всё это - на глазах у прохожих, без каких-либо признаков стеснения. Кое-кто из топающей мимо публики, даже шутки отпускал - мол, зарплату служивым не платят вовремя, оттого и занимаются экспроприациями. Правда я лично думаю, что такое делается вовсе не от отсутствия денег, а по заказу мафиозных кланов, контролирующих соседние рынки и магазины, и видящих в полустихийной торговле у станций метро определённую конкуренцию своим интересам. Не сомневаюсь, что вся московская милиция давно прикормлена теми или иными "брателлами".

Помнится, в разгар "перестройки", какой-то политик пустил в обиход фразу, казавшуюся таким как он, шибко остроумной: "Я не знаю, что такое регулируемый рынок. Это всё равно, что быть немножко беременной". Этому остряку вручить бы ведро картошки в руки - и отправить его на любой рынок любого города России. Пусть бы попробовал её продать - без контроля со стороны кого бы то ни было. Там, буквально в течение получаса, ему доходчиво объяснили бы, что неконтролируемых рынков в природе просто не существует. Этот закон жизни неизменим - независимо от того, идёт ли речь о сельском базарчике, или об общемировой системе товарно-денежных отношений. Сфера, в которой крутятся какие-то деньги, неконтролируемой и нерегулируемой быть не может. Либо её будет контролировать государство, либо - мафия. Но, если мафия возьмёт под свой контроль крупные денежные потоки - значит очень скоро она возьмёт под свой контроль само государство и сама станет правительством. У кого средства - у того власть. Это аксиома.

Осенью у меня, в электричке Серпухов-Москва, пропал паспорт. Скорее всего украли. Но за руку никого не поймал, утверждать не могу. Надеюсь, никто по моему паспорту миллионные афёры не проворачивает...

Тот кто спешит окрестить меня растяпой, пусть не особо торопится - хотел бы я посмотреть на него, будь он в моей шкуре. Люди от скитаний с ума сходят, заговариваться начинают, в полуживотных превращаются. Порой у них начинается нервный тик, или наоборот - парализует какую-то часть тела. Тут просто сохранить человеческий облик - надо постараться.

Шесть лет после этого я жил без паспорта. Шесть лет - в стране, в которой даже билет на поезд без паспорта не купишь! Миновали времена кровожадной коммунистической диктатуры, когда можно было проехать от Москвы до Хабаровска и обратно, не доставая паспорт из кармана. Нынче свобода и демократия, и видимо поэтому, на каждом углу - проверка документов. А уж если где-то теракт произошёл, так стражи порядка по такому случаю, аж шеренгами выстраиваются - паспорта проверяют. Интересно - что они в них углядеть надеются? Может у террористов паспорта какие-то особенные - к примеру, жёлтые, или в полоску? Или у кого-то в паспорте указано, что его владелец - террорист?..

Впрочем - служивые в общем-то и не скрывают, что такими проверками детишкам на молочишко подрабатывают. Так что терактам, в душе даже рады - после них самые "хлебные" дни. Ведь анекдот о том, что: "в Москве был задержан Бен Ладен и отпущен за 50 рублей" - может запросто оказаться реальностью. Другое дело, что 50 рублей по нынешним временам маловато. А вот за 500 - вполне могли бы отпустить. Меня ведь и за 50 рублей отпускали. И за шмат сала. Милиция - она небрезгливая. А паспортная система лишь для того и существует - чтобы был дополнительный повод залезть в карман к людям.

Перекантовавшись кое-как ту зиму, весной подался я на разведку ягодно-грибных краёв - на границу Ленинградской области с Карелией. Да только быстро усвоил, что комаров там куда больше, чем тех грибов и ягод. Во время первой же ночёвки в лесу, комары с мошкарой так объели мне ступни ног и кисти рук, что кровавые расчёсы потом месяц заживали (это не преувеличение). Возле какого-нибудь болота можно было вытянуть вперёд обнажённую руку - и не увидеть её под слоем комаров. А с ягодой-то как раз сложнее. Она далеко не каждый год даёт хороший урожай. Да и знать нужно ягодные места. То, что соберёшь, на местах принимают по ничтожным расценкам - на хлеб не хватит. А торговать возле поездов мешают. На рынках - тем более. В Москве, приезжие откуда-нибудь из Гусь-Хрустального, или из Шатуры, таятся похлеще агентов ЦРУ, продавая несчастную клюкву, чтоб зимой зубы на полку не положить. Кто-нибудь дежурит возле стоящих далеко в стороне корзин и баулов, а другой продаёт небольшими порциями - чтобы, если милиция ограбит (а как по-другому назвать процесс изъятия товара без суда и понятых, без каких-либо внятных причин и согласия хозяина?), то не всё было бы потеряно. Сам слышал, как более опытные торговки, возле метро "Тушинская", предупреждали мамашу, чтоб не оставляла торговать ягодой девчонку лет пятнадцати. А то, дескать, менты, в случае облавы, изнасиловать могут. Правда, некоторые из тех же торговок начали спорить, говоря что в Тушино насиловать не принято, здесь только деньги и товар отбирают - а вот в Новогиреево (другой край Москвы), да, могут изнасиловать. Говорили о каких-то матери с дочкой из Саранска, которые в Новогирееве манометрами торговали. Так их, мол, всю ночь менты (то ли новогиреевские, то ли из соседнего Реутова) хором распяливали как хотели - на глазах друг у друга...

Разумеется, беспредел творится не в одной только Москве. В Малой Вишере (Новгородская область), тоже на моих глазах у людей сумки на рынке отнимали. И в Сухиничах (Калужская область) видел примерно то же самое. А в Калуге вообще милиция грабит совершенно беспардонно всех, кого не крышует. Любой иногородний, не знающий этого и пришедший торговать на местный рынок, может быть избит ментами в течение 15-ти минут, и всё что у него есть, будет отобрано. Причём - у него скорее всего, даже документов не спросят. Поэтому в Калуге цены резко отличаются, скажем, от того же Орла (разумеется - в худшую сторону). Людям нигде жить не дают, буквально кусок хлеба изо рта выдирают. Иногда создаётся впечатление (я мягко выразился - у меня лично в этом сомнений нет), что нация подвергается намеренному, целенаправленному геноциду. Например - в России множество брошеных сёл. И, на словах, считается, что государство просто жаждет, чтобы потенциальные фермеры брали землю и хозяйствовали на ней. Таким добровольцам положена даже определённая безвозмездная финансовая помощь. Во всех средствах массовой информации стонут по поводу того, что кровавый сталинский режим крестьянство загубил, поэтому теперь никто землю брать не хочет - хоть ты плачь! Но вот я лично, трижды просил землю, просил просто разрешить мне поселиться где-нибудь на брошеном хуторе. С такими просьбами совался к местным властям в нескольких регионах. Сначала - в Орле. Дескать, дайте мне какой-нибудь заброшенный участок в глухомани, на любой окраине области. Никаких кредитов не надо, только землю дайте - и в покое оставьте.

Там начали бубнить что-то маловразумительное. Мол, ты бы в колхоз пошёл, дорогой товарищ...

Ладно, примерно с такой же просьбой заявился в Смоленск. Там воззрились на меня так, будто инопланетянина увидели, или словно бы я сексуальных услуг у них потребовал. - "Да ты чё, ты чё! Что ты там делать будешь?!.." Вот заботушка-то у них обо мне какая - видимо на вокзалах ошиваться для меня лучше, чем в глухомани "пропадать"...

Хрен с ним - подскочил я в Торжок. Это райцентр в Тверской области, до которого электрификация дотягивает - а дальше уж тепловозная тяга и никаких электричек. В самом деле - может в районном-то центре скорее проблему решат, чем в областном. Всё-таки области в России - очень уж большие...

Посмотрели на меня в Торжке печально, повздыхали сочувственно: "Вы знаете, у нас тут 700 беженцев из Таджикистана. Вы уж куда-нибудь подальше отъедьте - там, может, вам помогут"...

Понятно - разве можно одному русскому найти место там, где нашлось место для семисот таджиков?

Чуть позже я, находясь в Москве, обзванивал по телефону представительства разных регионов (в столице ведь есть "посольства" практически всех республик и многих областей, входящих в состав Российской Федерации), пытаясь договориться о переезде в какую-нибудь обезлюдевшую глухомань. Надо ли пояснять, что ни в одном из таких представительств со мной и говорить не захотели?

Волей-неволей мысль напрашивается, что земля пустует только потому, что её людям не дают. Сёла пустуют, только и только потому, что людей к ним на пушечный выстрел не подпускают. Нефть и газ - они ведь кончатся рано или поздно. А землица никуда не денется - она во все времена ценилась. Но сейчас пока хозяевам жизни не до неё - есть что хапнуть из недр отечества. А пока нужно только оградить землю-матушку от глупых и неуместных притязаний русских людишек. Пусть отдохнёт маленько.

То есть, можно конечно, в порядке исключения, выделить участок-другой какому-нибудь сбрендившему миллионеру, типа Стерлигова, которого после Рублёвки в лес потянуло; или актёру на пенсии, от безделья возомнившему себя крестьянином. И по телевизору этих деятелей показать. Это - ничего. Это - не страшно. Страшно и опасно подпустить к земле настоящих работяг - простых зачуханных русских мужичков, испокон веку презираемых, да государство при этом кормящих. А ну как подымутся на землице, да шею разогнут, да людьми себя почувствуют!.. Вон, в Китае своим землю дали - и оторопь берёт, как вчерашнее стадо безликое оклемалось, да страну едой завалило! И как потом у них землю без крови отнять?.. Да ещё личностями себя возомнят, о правах своих верещать научатся!..

Нет уж - картошечку, огурчики и прочую снедь (равно как лён, меха, одежду), можно и из-за бугра притарабанить. Из того же Китая. А землицу придержать надо. Мужичкам русским на ней делать нехрен. Пускай бутылки на помойках собирают - смирнее будут.

Довелось побывать даже в Президентской приёмной. Спрашивается - ну куда "выше" может обратиться бомж?! Как ни странно, меня там вежливо выслушали - и дали совет, который я и сам мог бы им дать: "Вы поищите колхоз какой-нибудь; может быть вас там примут." А то без них я бы до такого не додумался!

В общем - с окончательным уходом от людей в лесные дебри, приходилось повременить.

Во вторую зиму мне, в моём подземном жилище, пришлось несладко. Постоянно происходили оттепели. Меня буквально заливало. Не успевал воду отчерпывать, спал по 2-3 часа. Не знаю, как и выдержал. Некогда было за собой толком следить. Ходил в разваливающихся ботинках, обвязанных верёвочкой. Питался с помоек, грызясь как бродячая собака с дворниками. Уже в марте поставил палатку из целлофана на поверхности земли - отгребя предварительно снег. И чуть не окочурился там от холода, когда, несколькими днями позже, грянули приличные морозы...

50

Впредь решил под землю не забиваться. Уже с весны начал заготавливать брёвна для строительства жилья на поверхности. Постепенно уразумел, что лучше всего не валить деревья, а брать то, что уже повалено бурей - но не гнилое, а высохшее. Понял, насколько важно счищать кору с каждого ствола. Костёр научился разводить за считанные минуты. Приноровился хорошо сохранять одежду, обувь, продукты питания. Насобачился правильно заготовлять дрова. И копеечку уже привык делать, не отрываясь от Москвы. Это конечно стало возможным лишь в силу того, что было постоянное место ночёвки; можно даже сказать - место жительства.

Вообще - потихоньку приходил в себя, отвыкал от лагеря. Стал забывать о поездках за пределы Московской области (по самой области ездить, порой приходилось), учился держаться одного места. Обзавёлся посудой, тазами-чайниками, предметами туалета, одеждой, обувью. Появились книги - которых постоянно не хватало. Потом книг стало хватать. Потом их стало больше, чем я мог прочесть...

Но - как бы ни был я хорошо одет-обут и сыт, в отличие от некоторых наивных людишек, никогда не говорил, что "бомжом себя не считаю". Считать себя, можно хоть Папой Римским. Важно ведь не то, кем ты там себя вообразил, а то, кто ты есть на самом деле.

Правда, я с огромным удивлением убедился, что по помойкам нередко шатаются люди, у которых, в принципе, всё нормально с жильём и пропиской.

Особо тесных знакомств старался ни с кем не заводить. Осторожность, осторожность, и ещё раз осторожность - принцип старой вороны. Ведь я стал чувствовать себя человеком только тогда, когда отдалился от людей. Исключения, конечно, могли быть - но именно и только исключения. Не более того.

Вновь обзавёлся Библией. Положил себе за правило, прочитывать пару глав каждый вечер - независимо от того, есть настроение, или нет. Прочитав до конца (естественно - не за один день и не за один месяц), начинал сначала. И так - раз пять-шесть. Честное слово, для меня остаётся загадкой - почему иные люди говорят, что Библия недоступна для понимания? Что там непонятного? Конечно, если искать в ней какие-то зашифрованные послания инопланетян будущим поколениям - можно и свихнуться. Но если воспринимать всё именно так, как оно написано - что же там недоступного?

Вместе с тем, постепенно, сравнивая прочитанное с услышанным от тех или иных проповедников, я пришёл для себя к выводу, что все секты и деноминации, пытаясь перетянуть одеяло на себя, в чём-то обязательно привирают и искажают Библию - хотя в чём-то и правду говорят (разумеется, не имею в виду совсем уж антихристианские культы).

Правда Иеговисты (если их вообще можно назвать Христианами), выделяются среди прочих протестантов тем, что лезут буквально ко всем прохожим. Но меня всегда настораживала их обязательная фраза : "Вы хотите, чтобы вас посетили?.." Посетить меня? Это было бы интересно... Только боюсь, у них началась бы истерика, узнай они, что связались с бомжом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.


Tags: Пропасть
Subscribe

  • Новости - такие новости...

    ВОТ ЧТО ПИШУТ В СОЦСЕТЯХ НЕКОТОРЫЕ ПАТРИОТЫ - ЗАКРЕМЛËВЦЫ: 11 февраля 1829 года, многотысячная толпа религиозных фанатиков, напала на русское…

  • Странные вещи происходят...

    Вот только в предыдущей публикации написал о том, что на Балтике происходят провокации - одна за другой. Речь шла о явно искусственном,…

  • Следующий фронт будет на Балтике?..

    На Балтийском море - провокация за провокацией. Обрыв одного подводного кабеля за другим (из проходящих по дну моря, между разными странами). На…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments