Двое ученых из Йельского университета (экономист и психолог) провели особый эксперимент, попытавшись научить обезьян пользоваться деньгами. Представьте себе - у них получилось. Причём легче, чем они предполагали изначально.
Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом.
Обезьяны-Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.
“На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки”, – говорят ученые.
Американцы провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага, обезьяна стала получать ветку винограда.
Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда, они стали получать жетоны разного «номинала».
За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.
Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других.
Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.
В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине.
Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу.
Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.
В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».
Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции.
Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую диссертацию.
ИСТОЧНИК: https://www.zmescience.com/research/how-scientists-tught-monkeys-the-concept-of-money-not-long-after-the-first-prostitute-monkey-appeared/
****************
А вот коротенький отрывок из стихотворения Некрасова "Железная дорога":
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсов, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
*****************
В Ветхом Завете Библии, есть интересный эпизод, когда Моисей ушёл на гору Синай, для того чтобы получить от Бога скрижали Завета - оставив народ на попечение своего родного брата Аарона, которому всецело доверял. Перед этим, Моисей вывел еврейский народ из рабства, показав при этом ряд чудес. И вот после этого, оставив спасённых людей в укромном безопасном месте на Синае, Моисей поднялся в горы, чтобы получить от Всевышнего Закон жизни, по которому впоследствии предстояло жить спасённому народу. Естественно, Моисей рассчитывал, что в его отсутствие люди будут вести себя нормально - хотя бы в благодарность за избавление от рабства.
Однако, как только Моисей ушёл (если не ошибаюсь, дней на сорок) - народ тут же соорудил себе золотого тельца (вопреки строгим наказам Моисея, чтобы они не вздумали поклоняться никаким идолам) и устроил перед лицом этого истукана торжественные песни и пляски. Аарон вполне пошёл на поводу у народа.
Потому что люди-то вышли из рабства - но рабство не вышло из них. И человеческая природа оказалась совершенно не готова к жизни по каким-то иным канонам, основанным на духовно-моральных ценностях.
Когда Моисей вернулся - он в гневе разбил полученные от Бога скрижали Завета (на которых были выбиты Десять Заповедей) и уничтожил золотого тельца.
Но через некоторое время, поостыв, понял, что человеческую природу исправить не так-то просто. Поэтому через некоторое время вновь отправился в горы - с которых потом вернулся с новыми скрижалями.
Впоследствии он 40 лет водил народ по пустыне, перекочёвывая с места на место, по не такому уж большому пространству - ожидая пока вымрет всё то поколение, которое помнило рабство.
И лишь после этого, ввёл народ в Землю Обетованную.
Такие крутые меры - помогли создать новый народ. Но, как показала история, этого всё равно было недостаточно. Человеческая природа всё равно брала своё. И всегда, рано или поздно, люди возвращались к поклонению своему исконному божеству - деньгам, выгоде. То бишь - к Золотому тельцу...
При этом никак нельзя отрицать, что товарно-денежные отношения, двигают вперёд прогресс.
Любые попытки избавиться от этой вечной рабской денежно-кабальной системы - приводят к тяжелейшим последствиям, к разным катаклизмам, и в итоге - к ещё большему рабству и угнетению. Доказано Пол Потом, Мао Цзэдуном, Ленином, Троцким - и не только.
Деньги - это ярмо. Это рабство и грязь. Ради денег совершаются страшнейшие преступления.
Но попытки упразднить эту систему и изобрести что-то новенькое, безденежное - приводят к ещё худшему ярму, рабству и грязи, к ещё более страшным преступлениям.
И никак людям из этого заколдованного круга не вырваться.
Иногда люди уходят в леса, основывают там общины, скиты, монастыри - но в конце концов, даже там, всё обязательно возвращается на круги своя.
В деньгах есть что-то сакральное, внелюдское, может быть даже сатанинское.
Например, в древности, покупка раба, зачастую не обставлялась никакими бумажными формальностями (за неимением бумаги как таковой). Просто за человека (допустим - военнопленного, или за украденного ребёнка) платили деньги. и всё - с этого момента, на человеке всегда стояло несмываемое пятно. Даже если его потом отпускали на волю (допустим, за выкуп) - он уже никогда не был равен обычным людям. Он был - вольноотпущенником.
И в лагерях, по уголовным понятиям, человек который взял деньги за обязательство оказать какую-то услугу - обязан выполнить обещанное, во что бы то ни стало. Потому что, когда ты берёшь деньги - это носит характер не совсем обычного, не совсем человеческого, почти что мистического обязательства. За нарушение которого, вполне может последовать наказание свыше - сверхъестественное. В это верят даже отпетые уголовники.
Невольно возникает впечатление, что за деньгами проглядывает лик Сатаны...
Journal information