Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Category:

19 декабря - День Святителя Николая Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских




В 792 году калиф Харун ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу Святителя Николая. Однако вместо неё он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были разбиты.

Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

Угроза христианским святыням усилилась после того, как на Ближний Восток вторглись турки-сельджуки. Византийская Империя изнемогала от их нападений, координируемых с печенегами и родственными сельджукам гузами с севера, причём с Запада византийцев громили норманны.
В крупнейшем городе Каппадокии, Кесарии, турки ограбили главную святыню города — церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071—1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто».

Новый император Алексей I Комнин пытался спасать святыни, но не мог. Варварство грабителей-турок приписывали всем мусульманам, в том числе и управлявшим Антиохией.
С целью вернуть городу Бари (на юге Италии) потерянную значимость религиозного центра, барийцы решили похитить мощи святителя Николая из Мир Ликийских в расчёте, что их никто не обвинит в похищении реликвии у восточных Христиан, так как Миры заполонили турки.
В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать мощи святителя Николая из Мир Ликийских и привезти их в Италию, но барийцы опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. В разведку были посланы двое жителей Бари - которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов.
Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм Святителя Николая.

Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница Святого. Монах при этом рассказал чужеземцам о видении накануне святителя Николая одному старцу, в котором Святитель просил бережнее хранить его мощи.

Рассказ этот воодушевил жителей Бари, поскольку они увидели для себя в этом явлении как бы указание Святого Николая. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.

Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барийцев, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно…

9 мая корабли подошли к Бари, где радостная весть об этом уже облетела весь город. Аббат бенедиктинского монастыря Илия, в отсутствие в тот день первых лиц города, решил судьбу реликвии, а позже стал её хранителем. Мощи Святителя Николая торжественно перенесли в Церковь Cвятого Стефана, находившуюся неподалёку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год Илией была построена церковь во имя Святителя Николая и освящена папой Урбаном II. Ныне это Базилика Святого Николая, где и сейчас хранятся мощи Святителя.

Моряки из Бари забрали бо́льшую часть мощей Святителя, находившихся в саркофаге в Мирах (около 4⁄5), оставив все мелкие фрагменты в могиле. Хотя жители перепрятали оставшиеся мощи, но в 1099—1101 годах благодаря пыткам стражей они были собраны венецианцами во время Первого Крестового похода и доставлены в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь Святого Николая — покровителя моряков. Антропологические экспертизы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному скелету. Святитель Николай стал Святым покровителем Венеции, вместе с апостолом Марком и Феодором Стратилатом.


ИСТОЧНИК: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Чудотворец

***********

" Из Италии, из города Бари, все мои друзья, которые в нём побывали, привозили маленькие пузырьки
с прозрачной жидкостью – на пузырьке изображение Святителя Николая. Это миро или так называемая,
"святая манна", которая непрерывно источается от святых останков Святителя Николая.
Множество веков лежат в гробнице эти мощи. Сначала они были в городе Миры, где был епископом
святой Николай, а потом в итальянском городе Бари. И до сих пор это миро, эти святые мощи творят чудеса.
В городе Бари есть даже особый журнал, который выходит несколько раз в году, и в нём подробно
описывают все случаи исцелений и другие знаки того, что угодник Божий продолжает свою святую
деятельность на земле.
О чём же это говорит нам? Ведь Святитель Николай был при жизни мало известен. Из его жития
известно только несколько удивительных эпизодов. Значит, при жизни никто, кроме близких людей,
кроме жителей этого маленького городка Миры, не знал его.
И тем не менее, он как будто остался жив, как будто продолжает жить среди людей. Значит, есть
такие святые, которые, не прославив себя при жизни, продолжают молиться за своих братьев,
продолжают творить дела милосердия.
Почему же это так? Причина заключается в том, какие дела человек делал при жизни,
на что уходили его силы, во что он вкладывал всю свою душу.
Вот мы с вами, каждый из нас, живём для себя, каждый своими заботами... Проходит наша очень
короткая жизнь, уносят нас на кладбище, и через одно-два поколения про нас забывают.
Уходим из этой жизни бесследно. И только молим, чтобы Господь нашу жалкую и слабую душу
упокоил в Своих селениях. Мы ждём будущего воздействия Его Святого Духа, чтобы он нас,
спящих во гробах, поднял и оживотворил.
Так с нами, но не с великими святыми. Мы живём для себя, а они жили для других.
И настолько жили для других, что когда кончилось их земное странствие, Господь как бы дал им
власть продолжать оставаться на земле. Как бы ещё до всеобщего воскресения воскресил их.
И именно поэтому память о святых для нас – это не просто воспоминание об их деяниях,
подвигах, святости, а их живое воздействие на нас. Когда мы просим Николая Чудотворца
о помощи, об исцелении, мы к нему обращаемся так, как будто бы он был живым среди нас.
Такова благодать святых, отдавших себя людям.
И нам с вами остаётся выбор в этой жизни: если мы хотим идти по пути себялюбия и греха,
то наш удел сон, забвение, и только потом Господь нас оживотворит. Если же мы хотим,
чтобы с первого мгновения, как мы умерли, Господь дал нам силы продолжать делать что-то
в жизни, мы уже сейчас должны постараться жить по-другому – по христиански.
Николай угодник всем известен. Но мы знаем очень многих людей нашего времени, которые
умерли, но их жизнь была такова, что Господь и им дал, как и святому Николаю, эту чудесную
власть – быть как бы бессмертными ещё до всеобщего воскресения! И такие люди молятся за нас,
являют массу знамений и чудес, не меньше, чем это было в древние времена.
Итак, ещё раз, если мы с вами сейчас просим о молитвах и помощи Николая Чудотворца, мы
должны подумать и о том, чтобы не только просить, но и что-то давать, что-то человеческое,
Божие, христианское в своей жизни делать. Тогда мы , хотя бы в малой, тысячной, ничтожной
степени уподобимся нашим великим братьям, святым, просиявшим и при жизни, и после их
телесной кончины. Аминь."

Александр Мень, "Свет во тьме светит. Проповеди", Москва, 1991 год.


ИСТОЧНИК: https://poembook.ru/diary/73553-19-dekabrya---pamyat-nikolaya-chudotvortsa-%28iz-propovedi-aleksandra-menya%29

Tags: Религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments