Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Categories:

Слава Иисусу Христу!




Итак, с 8 марта начинается масленица. По этому случаю я размещаю ниже две краткие лекции на данную тему, прочитанные убиенным протоиереем Александром Менем.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешнее воскресенье, за неделю до Великого поста, получило название воскресенья Страшного суда или недели о Страшном суде. Так получилось, что предпостовое праздничное время, которое принято у нас называть Масленицей и которое является издревле временем веселья, совпадает с ещё более древним обычаем Церкви — в это время читать Евангелие о Суде Божием и размышлять о Суде.

Господь говорил, что Он пришел не судить мир, а спасти его. И всё-таки с тех пор начался Суд над миром, но не только над миром, а и над каждым из нас, потому что перед нашей совестью образ Христа Спасителя стоит всегда, как живой суд.
Бог не похож на земного судью. Он не судит и не осуждает нас бесчеловечно, бездушно следуя букве закона. Нет, к нам приходит Божия любовь, приходит ко всему роду человеческому и к каждому из нас. И тогда что-то с нами происходит — у каждого человека по-разному.

Когда извергается вулкан, из огнедышащей горы выбрасываются раскаленные камни, и лава течёт как огонь - и вот на её пути река. Огненные расплавленные камни попадают в реку и там происходит подобие взрыва, и вся вода испаряется, иногда в мгновение ока.
Подобно тому любовь Божия, которая к нам ко всем идёт, вдруг попадает в грязь и в холод немой души, и тогда происходит взрыв. Но не потому что у Бога есть ярость или гнев (это есть только у человека), а потому, что встретилось чистое и нечистое, безгрешное и грешное — они встретились, и происходит буря.

Суд же начался с того часа, когда Господь призвал людей, когда Он всех позвал в Своё Царство, а мы не пошли — по лености, по равнодушию, по суетности. Нам казалось, что есть что-то более важное, чем Царство Божие, чем жить рядом с Богом, в Его любви и по Его заповеди. А Он говорил: «Покайтесь, приблизилось Царство Божие». Он и сейчас нам говорит: «Покайтесь, приблизилось...» — а значит, ныне "суд миру сему".

Конечно, мы могли бы сейчас вспомнить о прошлом: как рушились храмы, как гибли целые страны, потому что они отвернулись от Бога, нарушили Божий закон. Но это далеко нас с вами уведёт, и нам будет казаться, что виноваты люди древние - скажем, жители Византии. Ведь какую дал им Господь великую благодать: сонмы подвижников, святых; тысячу лет существовала эта Церковь, мы называем её греческой Церковью. И у неё был храм великий, посвященный Святой Софии, самый большой храм православного мира. Он стоял в центре Константинополя и приезжали тысячи людей со всего света, чтобы посмотреть на это чудо. И наверное многие из вас знают, когда князь Владимир решал, какую веру ему принять, он отправил послов в Константинополь, и те, побывав на богослужении в этом великом храме, вернувшись, сказали: «Мы не знаем, были ли мы на Земле или на Небе».

И где теперь этот храм? Он был превращен сначала в музей, потом в мечеть — уже много веков, почти пятьсот лет, он перестал быть христианским храмом. Это Суд Божий, он начался ещё в древности, во времена Ветхого Завета; потому что когда люди оказываются недостойными, святыни отнимаются и рушатся.

Нередко спрашивают: почему Господь допускает столько ужасов и зла? Вот то, что мы видели в наше время: жестокая тирания, беззакония, террор, убийства, предательства, лагеря, духовное разложение людей — Господь все это знал и предвидел, и в Священном Писании предсказано, куда приведёт людей ложная дорога. Но люди все равно вступили на ложный путь, — и вот они пожинают то, что посеяли. И это есть Суд Божий.
Повторяю, это не уголовный суд, не приговор, а тот нравственный порядок, который Господь создал для народов и для каждого человека. И мы знаем, как много страшного и горького произошло с людьми именно потому, что они отвернулись от истинного пути.

Но подумаем о себе.
Когда Господь говорит: «Ныне суд миру сему», это значит, что каждому из нас этот суд дается. Его любовь к нам приходит и говорит: «Живи со мной, трудись, радуйся, молись, действуй в жизни. Старый человек — помогай кому можешь, живи в молитве. Молодой человек — приложи все свои силы чтобы послужить людям, ибо как сказал Господь наш Иисус: "То, что вы сделали Моим братьям, вы сделали Мне".
В молитве, в познании Слова Божия, в любви к красоте мира, красоте жизни человеческой, в умножении всего доброго в злом мире, всего светлого в темном мире — мы живем рядом с Господом.

Да, мы часто отступаем, опускаем руки, плывём по течению, и нам кажется такая жизнь нормальной. На самом деле, она оказывается нудной, серой, скучной. В конце концов греховной, потому что далеки мы от Бога - а раз далеки, значит суд над нами совершился и мы обессилели, ослабели. И каждый день у нас происходит Суд Божий. Когда выбираем как поступить: пойти направо, или налево — это Суд Божий; когда просыпается в нас совесть, — это Суд Божий; когда долг требует поступить так, как бы нам не хотелось поступать, — это Суд Божий; и, наконец, когда приходится нам терпеть испытания, — это тоже Суд Божий, благословенный, милостивый суд, потому что Он хочет из нас выковать чад Божиих и не оставить нас, в пыли прозябающих, как вчерашняя трава, как осенние листья, как никому не нужный сор дорожный. Ибо для Господа каждая душа дорога, Он хочет каждую душу вознести в Царство Божие уже здесь, в жизни, а мы противимся этому и продолжаем жить серо, скучно, в грехах. И вот мы встречаемся с Ним и хотим убежать...

Я вспоминаю слова блаженного Августина, который в своей книге «Исповедь» вспоминает, что когда он был еще язычником, но уже потянулся к Богу всем сердцем и молился так: «Спаси, меня, Господи, спаси меня — только не сегодня, а завтра, а сегодня я буду жить по-прежнему». Вот таковы и мы все. Нам удобно жить по инерции, а жизнь коротка, и представьте себе: вот пробьет наш колокол, наступит наш Суд. Что нам думать о конце света, когда конец нашего света у нас при дверях, когда уже завтра нас могут позвать? Все отпадёт, что нас привлекало и радовало в жизни: честолюбие, гордость, как мы перед людьми выглядели, зависть, суета всякая житейская — всё это отойдёт, улетит, как ветром сдунет, и останемся мы обнажёнными перед Богом. Всё что в душе собрали, то и будет.

А что мы собрали? Даже мыслей хороших нет, а дел и тем более хороших нет... Как же мы можем к Нему прийти, у нас и дороги к Нему нет — мы всё растеряли в течение жизни.
И видя эту правду, чувствуя суровый суд собственной совести, мы с вами сегодня должны молиться Господу о милосердии: «Боже, милостив буди нам, грешным. Не по нашим заслугам, не потому что мы заработали своими подвигами — какие у нас подвиги? — а просто по милосердию Твоему, Христос наш Спаситель, потому что Ты нас пришёл избавить, грязных, ленивых, себялюбивых, покрытых пылью жизни — к таким Ты сошёл».
У нас есть иконы Сошествия Спасителя во ад. Так вот, думается, что Он во ад сходит всегда, в ад нашей жизни, нашей души — для того, чтобы нас всех оттуда извлечь. И в этом единственное спасение, как говорит псалмопевец: «Видевши все концы Земли спасение Бога нашего».
Аминь!

II

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас часто говорят, что земля наша хрупкая, может легко погибнуть, и вполне может так случиться, что мы с вами окажемся свидетелями гибели мира.
В самом деле, силы природные, которые создал Господь — это слепые силы, равнодушные к добру и злу. Выпущенные из-под контроля, они могут сметать со своего пути всё живое. Прежде чем появились жизнь и человек, явились эти силы — силы стихии, воды, огня — и у них нет жалости. Когда лавина катится с горы, она может погрести под собой и деревню, и город, и людей, и здания, которые люди так долго и трудолюбиво выстраивали; и ураган пришедший с моря, может погубить сотни и тысячи жизней.

Живые существа не таковы. Охотники не раз видели, как волчица-мать жертвовала своей жизнью, чтобы только спасти детёныша; как животные вступали в неравный бой с хищниками, чтобы защитить своих детей. Звери могут переживать страх, радость, любовь, благодарность, у них нет равнодушия. Конечно, их чувства не похожи на человеческие, но всё-таки мы знаем, что живые существа способны помогать друг другу. Когда бушует пожар в тайге, спасаются все твари, и в это время волк бежит рядом с оленем и не трогает его.

Много можно привести примеров того, как помогают друг другу животные и растения. Но мы с вами — люди, и самый великий грех против нашего человеческого достоинства, — это равнодушие, когда мы становимся подобны стихии, или камню холодному, или огню пожирающему, или топящей воде. Это равнодушие есть унижение человека, который создан не только разумным, но и чувствующим, переживающим, способным сострадать другому человеку.

И Господь приводит нам притчу о том, как будут судить каждого из нас и всех людей: по какому признаку и каким мерилом Царь Небесный делит всех на черных и белых — как пастух разделяет в стаде козлов от овец.
В чём же Он обвиняет тех, кого поставил по левую сторону? В том, что они были равнодушны: «Вы видели Меня больным и не навестили, видели голодным и не накормили, видели страдающим и не поддержали».
А тем, кто стоит у Него по правую руку, говорит: «Придите, благословенные Отца Моего, потому что вы Меня накормили, вы Меня утешили и поддержали».
А те, другие, говорят: «Господи, когда же мы видели Тебя нуждающимся и страждущим?»
И Он отвечает им: «То, что вы сделали или не сделали Моим меньшим братьям, то есть своим же братьям и сестрам, то вы сделали или не сделали Мне». Это главный и основной закон жизни евангельской.

Заметьте, Господь говорит, что Судья собирает все народы, все языки - это значит, что люди могут быть и язычниками, и неверующими, но по совести своей каждый человек этот закон знает. Каждый верующий должен понять, что если он остается равнодушным перед лицом зла и страдания, то он тем самым предает своего Господа. А тот кто не ведает Бога, чувствует, что он предает себя, свою совесть, какую-то высшую правду. Значит, этот закон распространяется на всех.

Господь говорит нам: «Мало произносить слова — любовь, доброта, доброжелательство. Любовь должна быть действенной, в чём-то проявляться в жизни». Так и апостол Павел говорит, что самое главное в жизни нашей — это вера, движимая любовью. Вера действующая — не спящая, не равнодушная.
Наверное тот священник и тот левит, церковнослужитель, которые в притче о добром самарянине шли по дороге и видели лежащего раненого, считали, что верят в Бога, но они были черствыми и немилосердными: посмотрели на человека, который взывал о помощи и, не повернувшись к нему, прошли мимо. И это равнодушие Господь сурово осуждает. А благословляет Он отзывчивость сердца — вот и весь закон Евангелия.

Поэтому будем просить у Господа, чтоб Он дал нам сил, чтоб Он дал нам свою печать Божественную в сердце, чтобы мы не оставались равнодушными, как вода, как камень, чтобы мы были живыми людьми, отзывающимися на страдания и на нужду тех, кто нас окружает.
И ещё одно.
В притче люди делятся на чёрных и белых - а чаще всего бывает так, что в нас живёт и чёрный, и белый, и равнодушный, и отзывчивый, поэтому иногда разделение и борьба происходят в одном сердце человеческом. Так пусть же победит в нас вот это белое, светлое, доброе, любовное начало, чтобы мы услышали глас нашего Господа: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Аминь!

Tags: Религия
Subscribe

  • Днём осеняет крылом орлица...

    СТИХОТВОРЕНИЕ БОЛГАРСКОГО ПОЭТА ХРИСТО БОТЕВА, ПОГИБШЕГО В БОРЬБЕ ЗА СВОБОДУ СВОЕЙ РОДИНЫ. Жив еще, жив он. Там, на Балканах, Лежит и стонет в…

  • Почему азиаты любят индийское кино?

    Почему на Кавказе и особенно в Средней Азии, обожают индийские кинофильмы? Потому что индусы - это дикари, умственное развитие которых застыло на…

  • О братстве народов...

    У нас в России стали забывать классику - и совершенно зря. Ниже я размещаю отрывок из книги Александра Ивановича Герцена "Былое и думы"…

promo veldyaksov april 6, 22:40 3
Buy for 20 tokens
Давно знаю про концепцию делить аудиторию по полу, возрасту, прочим соц. демографическим признакам, но никогда не получалось применить её и получить измеримый результат (разве что гипотезы в таргетированной рекламе). ⠀ И тут я увидел модель, о которой хочу рассказать. ⠀ Например, мы покупаем сим…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments