Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Categories:

Санкт-Петербург в августе 2015-го (часть семнадцатая)

ПРОДОЛЖАЮ ТЕМУ. ПРЕДЫДУЩИЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ЭТОЙ СЕРИИ, МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ.

1) Этот пост посвящён большей частью Михайловскому замку (который является филиалом Русского музея) и его окрестностям. На этой фотографии - западный фасад Михайловского замка.
DSCN5499.JPG

2) Река Мойка.
DSCN5500.JPG

3) Мост через Мойку
DSCN5501.JPG

4) Мойка.
DSCN5502.JPG

5) Мост через Лебяжью канавку.
DSCN5503.JPG

6) Я не поленился заглянуть в Википедию и, раз уж зашла речь о Михайловском замке, приведу кое-какие почерпнутые оттуда сведения.
Михайловский или Инженерный замок - бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга, построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I (принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена), называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением архангела Михаила, или его посланника, караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок. По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок "Михайловским", сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно, для того, чтобы обосновать сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции, указанием святого.

Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение, названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки, принадлежали самому Павлу.
Работа над проектом будущей резиденции, началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем.
В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства, папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца.

Указ о строительстве замка (многолетней мечты), был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».

Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, построенный Петром Великим в 1711 году, при слиянии Мойки с Фонтанкой.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов). Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение.
Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза (свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов) на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви.
Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.
В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название - «Инженерный».
В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны.
В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик.
В 1829-1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев).
В 1893-1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым.

С 1918 по 1941 гг. и с 1945 года, в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище).
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) в Михайловском замке располагался госпиталь.
В 1951 году, в замок на время проведения ремонта и реставрации в Главном адмиралтействе, переведены кораблестроительный и особый факультеты военно-морского инженерного училища им. Дзержинского.
С 1957 года по настоящее время, в замке располагается Центральная военно-морская библиотека.
В 1960 году военное ведомство освободило (за исключением библиотеки) замок, который был передан Ленинградскому Совету народного хозяйства для размещения технологических институтов. Основным арендатором стало Центральное Бюро технической информации г. Ленинграда (ЦБТИ).
В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), Всесоюзный проектный институт «ГипроНИИнеметаллоруд», Ленинградский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ленгипроэнергомаш», ЛПО вычислительной техники и информатики, СКБ «Индикатор».

В 1988 году арендаторы начали постепенно освобождать помещения замка. Из-за использования разными учреждениями различных ведомств на протяжении долгого времени, состояние замка оставляло желать лучшего: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах - грубо закрашены.

В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году.
К 300-летнему юбилею города, замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста - часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.

В залах замка открыты постоянные экспозиции - «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Любопытно, что по одной из семейных легенд, статский советник Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом об добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын, военный историк - Михайловский-Данилевский, Александр Иванович.

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло свое отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой, начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры.
Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота»... «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам»... На другой день после торжественного переезда, в замке состоялся маскарад.
Последний концерт в Общем Столовом зале, состоялся 10 марта 1801 года. На нём, в частности, выступала мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка).
А в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Павел был убит в собственной спальне.
После смерти Павла, царская семья вернулась в Зимний дворец, замок потерял значение парадной резиденции, перешел в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришел в запустение.

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора, появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям - Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит.

Текст "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ" представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма: "дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней". Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно - пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором, вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем.
Другая, более известная легенда гласит, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца - разводящий ефрейтор училища Лямин, и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру.

Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.

Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище.

В 1980-е годы, сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук, провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство.

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой - это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя, цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял ее, и собирался было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца.
Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным - тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.

DSCN5504.JPG

7) Когда я пришёл к Михайловскому замку, там как раз проходила выставка книг петербургских писателей. Тут же паслись и художники...
DSCN5505.JPG

8) Северный фасад Михайловского замка.
DSCN5506.JPG

9) Книжная выставка во дворе Михайловского замка.
DSCN5507.JPG

10)
DSCN5508.JPG

11)
DSCN5509.JPG

12)
DSCN5510.JPG

13)
DSCN5511.JPG

14)
DSCN5512.JPG

15)
DSCN5513.JPG

16)
DSCN5514.JPG

17) Это я фотографирую со ступенек Михайловского замка. По ту сторону дороги - Летний сад.
DSCN5515.JPG

18) Река Мойка
DSCN5516.JPG

19)
DSCN5517.JPG

20)
DSCN5518.JPG

21)
DSCN5519.JPG

22) Мойка...
DSCN5520.JPG

23)
DSCN5521.JPG

24) Восточный фасад Михайловского замка.
DSCN5522.JPG

25)
DSCN5523.JPG

26)
DSCN5524.JPG

27) Южный (главный) фасад Михайловского замка.
DSCN5525.JPG

28)
DSCN5526.JPG

29)
DSCN5527.JPG

30) "Тройной" мост.
DSCN5528.JPG

31)
DSCN5529.JPG

32)
DSCN5531.JPG

33)
DSCN5530.JPG

34)
DSCN5532.JPG

35)
DSCN5533.JPG

36)
DSCN5534.JPG

37)
DSCN5535.JPG

38)
DSCN5536.JPG

39) Многим известно, что в Санкт-Петербурге существует памятник Петру I - так называемый "Медный всадник".
Гораздо меньшей известностью пользуется другой памятник, этому же императору, с надписью «Прадеду правнук».

Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году.

В течение второй половины XVIII века рассматривались разные места для установки памятника - в Полтаве, в Кронштадте... До конца столетия он оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.

В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицованн олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры, (в частности, в брюхе коня) и заново изготовил две кисти.

По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись «Прадеду - правнук», очевидно в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Во время блокады Ленинграда, статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
DSCN5537.JPG

40)
DSCN5538.JPG

41)
DSCN5539.JPG

42)
DSCN5540.JPG

43)
DSCN5541.JPG

44) Суеверные люди трут некоторые части медного барельефа. Я не стал интересоваться смыслом этого суеверия...
DSCN5542.JPG

45)
DSCN5543.JPG

46)
DSCN5544.JPG

47)
DSCN5545.JPG

48)
DSCN5546.JPG

49)
DSCN5547.JPG

50) Кордегардия Михайловского замка.
DSCN5548.JPG

51)
DSCN5549.JPG

52) Всё там же. Кордегардия Михайловского замка.
DSCN5550.JPG

53)
DSCN5551.JPG

54) Западный фасад Михайловского замка.
DSCN5552.JPG

55)
DSCN5553.JPG

56) Лебяжья канавка. На другой стороне - Летний сад.
DSCN5554.JPG

57)
DSCN5555.JPG

58) Мост через Лебяжью канавку - в том месте где она соединяется с Невой.
DSCN5556.JPG

59)
DSCN5557.JPG

60)
DSCN5558.JPG

61) Нева...
DSCN5559.JPG

62) Храм-часовня во имя Святой Троицы, в виде колокола. Возведён на месте Храма, уничтоженного большевиками в 1933 году.
DSCN5560.JPG

63)
DSCN5561.JPG

64)
DSCN5562.JPG

65) А это фонтан и скульптуры, возле ресторана, неподалёку от станции метро "Горьковская".
DSCN5563.JPG

66)
DSCN5564.JPG
                                                                                         ПРОДОЛЖЕНИЕ - ЗДЕСЬ.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments