Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Categories:

Донбасс. Начало кровавой эпопеи.

2014-04-14_Sloviansk_city_council_-_2.jpg

Для начала - делаю перепост материала, который опубликован у m_kalashnikov под заголовком "Два года назад началась Славянская эпопея"

Ровно два года назад, отряд Игоря Стрелкова вошел в Славянск. 52 бойца. Об этом пишет Павел Губарев в книге "Факел Новороссии", где они собрал воспоминания своих товарищей по Народному ополчению Донбасса, встречавших отряд. (Сам Губарев в тот момент томился в следственной тюрьме СБУ в Киеве, его еще не обменяли). Пока Игорь Иванович не оставил свох мемуаров (не все еще можно говорить), то и то, что описано у Губарева, впечатляет. И там можно увидеть, насколько "серьезен" был подход Москвы к Донбассу.

***

...- Тогда все думали, что к нам идет какая-то супербригада. Какие-то чудо-бойцы, которые от пуль уворачиваются, - смеется Буйный. - Перед заходом Стрелка (конец марта-начало апреля) у нас была карта с полным расположением техники, где они в полях стоят, где они передвигаются. Данные каждый день собирались и стекались ко мне. Я их переносил на карту. Карта фотографировалась. Файл фотографии заворачивался «трукриптом» и уходил. Бумажная карта тут же уничтожалась. Стирались все данные с фотоаппарата. Восстановить их было невозможно. Только у Кати Губаревой был шанс воссоздать информацию.
Стрелков не пришел в намеченный день. Он запоздал на сутки. Понятно, почему. Его отряд шел пешим маршем, буквально через болотную грязь, через распутицу в полях. Народные ополченцы этого еще не знали. Это у Отто Скорцени, диверсанта номер один в Третьем рейхе, были и вездеходы, и планера, и самолеты. Люди Стрелкова шли изнурительным 24-километровым маршем. Они несли на себе по два автомата, боекомплекты, двести с лишним комплектов обмундирования. В общем, по полсотни килограммов поклажи на каждого. По дороге даже молодые падали, выбившись из сил. Некоторые даже не донесли патронов: бросили по дороге.
10 апреля Стрелков прислал шифрованное письмо: просил подготовить грузовик ГаЗ-66. Но найти его на месте было невозможно. "Губаревцы" стали выходить из положения.
Нашли грузовичок компании «Новая почта», пятитонник. Его водителю сказали, что нужно перевезти контрабанду - яблоки. Он подъехал уже на второй день. В первый день, когда стало ясно, что отряд Стрелка задерживается, мы его отпустили. А вот потом прибыли стрелковцы. И когда водитель ночью увидел эти «яблоки», у него руки задрожали.
"Яблоками" оказались полсотни вооруженных людей в "балаклавах". Они совершили пеший 24-километровый переход. Нагруженные, как мулы.

***

И вот - ночь, дождь, раскисшее поле-пахота. Ребята из НО Донбасса бегали всю ночь между двумя точками , подавая фонариками специальный сигнал в панике: «Где вы? Это мы, свои - не чужие!». Связи нет, мобильниками пользоваться нельзя.
И вот они появились. На первый взгляд нам показалось, что перед нами – какая-то суперэлита бойцов какого-то особого отряда. И настроены по-боевому.
"...- Мы же без оружия были. У меня только один пистолет Макарова с одной обоймой при себе имелся. И когда первый вышел на меня Ромашка, то врубил фонарь:
- На колени, мордой - в землю! Оружие есть?
- Есть! – отвечаю и слышу шепот: «Он с оружием, с оружием…».
- Это ПМ в кармане кофты лежит! – отвечаю поспешно.
– Достань аккуратно!
Я достал свой ПМ, положил и уже потом понял, что это - Стрелок. Кто-то подходит, светит фонариком в лицо и говорит: « Все это он, свои».
Уже когда встали, смотрю что Стрелок и Ромашка открыли лица, а остальные остались в масках"...", - так вспоминает Буйный, один из товарищей Павла Губарева.
Какими предстали перед донбассцами бойцы Стрелкова?
Все грязи, мокрые, но решительные. Большую часть поклажи они все-таки донесли на себе. Они и обеспечили ополчению первый боекомплект. До этого у повстанцев было всего по одному рожку на автомат. А тут уже были патроны, правда, не в цинках, а в пятилитровых баклажках. Ссыпанные в них, чтобы было легче тащить. Для экономии веса и объема. Видно было, что Стрелок прорабатывал операцию по-взрослому, учитывая все нюансы. Кроме боеприпасов и оружия, они принесли с собой 250 комплектов формы для ополчения и еще много другого груза.
С формой они хорошо придумали. Чтобы одеть в нее ополчение. Возможно, чтобы дух боевой ему придать. Стрелков тут снова в точку угодил. Мол, не толпа мы, а армия уже. И потом, когда потом брали Краматорск, у противника создавалось впечатление, будто орудуют «зеленые человечки». Какой-то крутой спецназ, по-любому – российский. Понятно, что это был блеф, но сначала в него поверили.

***
Ехали тяжело, три часа, набившись в грузовик, как сельди в банку. Приходилось каждые полтора часа останавливаться, запускать воздуха, чтоб не задохнуться. Впереди ехала легковушка-«лоцман». За нею – грузовик.
Поехали в Славянск, а не в Шахтерск. Туда перебросили и часть активистов НО Донбасса. В шестом часу утра заляпанную грязью легковушку-лоцман остановил пост ГАИ у Дебальцево.
В машине ехали трое с автоматами, в том числе и Стрелок. Когда ГАИ тормознуло легковушку, оставалось одно: быстро уничтожить гаишников и двигаться дальше. Но, к счастью, с гаишниками удалось договориться.
Пока гаишник разбирался с легковушкой, грузовик успел проскочить мимо поста. А Буйный, переговариваясь с гаишником, убедил того не досматривать авто, сунув стражу порядка взятку в полсотни гривен. И хорошо - иначе его просто убили бы.
Полстни гривен открыли отряду дорогу на Славянск.

***

В стотысячном Славянске отряд Стрелкова 12 апреля при поддержке активистов Народного ополчения взял местное управление СБУ, городской отдел милиции и горисполком – городскую администрацию.
Перескажем книгу Павла Губарева. Итак, грузовик с десантом Стрелкова и легковушка рано утром подкатили к так называемой вилле «Мария» на Железнодорожной улице. Это старинный, нуждающийся в ремонте, особняк еще в 2011-м передали в безвозмездное пользование православной церкви Московского патриархата аж на 50 лет. Так получилось, что «Марию» курировал настоятель Свято-Воскресенского храма отец Виталий. Там планировалось создать духовно-просветительский центр славянской культуры.
Утром 12 апреля прибывших встретили те ребята, что дежурили на вилле. Когда они увидели, как из кузова выгружаются полсотни экипированных бойцов, у них челюсти поотпадали до земли. У стрелковцев еще не красовались георгиевские ленточки на форме, они просто были неизвестными с оружием и в камуфляже.
- Пока они пока выгружались, подошла женщина из церкви. И говорит: «Там милиция приехала», - продолжает Буйный. – Ну, проезжала мимо патрульная машина мимо и увидела, что люди в форме из грузовика высаживаются, что-то оттуда вытаскивают. Я к милиции подхожу, а они зашли с другой стороны через калитку, во дворик виллы, где стоит грузовик. Милиция принялась расспрашивать: что тут происходит? Мы милиционерам заявляем: «Пацаны, не выступайте! Вы или с нами, или - в плен!».
Говорю это стражам порядка, а за мною стоят двое стрелковцев с автоматами наизготовку. Ну, забрали мы у милиционеров оружие, заковали их в наручники и тут же, на вилле «Мария», в комнату закрыли. Они попросили своему начальнику позвонить.
Звонок был, мы пригласили милицейское начальство на переговоры. Прибыл к нам и.о. начальника милиции города. К нему на переговоры вышел Игорь Стрелков с товарищами. Он пытался мирно объяснить правоохранителю: мы – восставший народ, и милиция должна определиться. Она либо с нами, либо нет. А мы, дескать, берем власть в свои руки, мы против киевской хунты.
Начальник милиции этого не понял:
- Сдайте оружие. Да вы знаете, кто я такой!
Стоявший возле Стрелка Терец слышит от Игоря Ивановича лаконичное:
- В плен!
Терец попытался было взять милицейское начальство за руки, но оно вздумало отбиваться. Терец, недолго думая, врезал ему в глаз, после чего начальник милиции сник. Отобрав у него оружие, наши препроводили его к остальным пленным.
Около семи утра, когда с выгрузкой закончили, к вилле подтянулись активисты НО Донбасса из города, была сколочена группа для захвата горотдела милиции и местного управления СБУ. Пришедшие с благоговением смотрели на прибывших. Почему-то все решили, что это – долгожданная помощь из России, те самые «зеленые человечки». Супергерои, что всех спасут.
Пленных отпустили. Они заявили: « Мы воевать не хотим, оно нам не надо». За мента-начальника приехал договариваться какой-то мужик. Начальник милиции извинился, сказав, что милиция мешать не собирается. Практически весь город спокойно перешел в руки отряда. Начали быстро сооружать баррикады: ветки, покрышки, мусорные баки. Тогда это казалось серьезным.

***

Участники Славянской эпопеи вспоминают, что милиция воевать не желала.
Немного оружия взяли в милиции и местном отделении СБУ. Стрелковцы делились на группы по четыре-пять бойцов, за каждой группой закреплялся участок обороны. Эти группы усиливались народным ополчением. В общем, применялась еще схема НКВД 1941 года, когда вокруг ядра из бойцов Осназа создавались народные партизанские отряды.
14 апреля отморозки из правосеков проникли в город и убили несколько человек в церкви. В ответ 15 апреля стрелковцы и ополченцы уничтожили кавалькаду дорогих машин с сотрудниками СБУ (спецназа "Альфа"). Их положили, как в тире, огнем с холма.
- По ночам укропы постоянно пытались пробраться в город, - продолжает Буйный. – В черной форме. Тогда они еще не были нацистскими добровольческими батальонами. Они все считались самообороной Майдана, из Правого сектора. Мы тогда достаточно многих таких диверсантов уничтожили. У погибших были повязки, значки, удостоверения Правого сектора, жетоны. Одного, помню, взяли, а у него оказалось много пустых удостоверений самообороны. Было написано право на ношение оружия – детский сад. Получается, они выдавались на майдане. Выдают пустой банк, вклеивают фотографию, ламинируют - и удостоверение у тебя есть. Ты имеешь право в любое место на Майдане пройти, в любое правительственное здание…

***

12-13 апреля повстанцы взяли власть в Енакиево, Краматорске, Красном Лимане, Горловке, Мариуполе. С минимумом стрелкового оружия (у части были охотничьи ружья и бутылки с "зажигалкой"). Но ведь взяли! Курьезный факт: в Крамаорске спасать официальную власть примчались тамошние бандиты. Но их быстро скрутили.
А вот гору Карачун над Славянском силы АТО заняли сразу. Противостоять их бронетехнике оказалось нечем.
Местная милиция была готова продаваться: города можно было брать за небольшие – сравнительно с войной – деньги. Для сдачи городов местное «силовое» начальство просило то 50 тысяч долларов, то 200 тысяч. Буйный вел переговоры, но этих денег у Ополчения все равно не было – города брали так, силой. Но в тот момент – если бы это была действительно заранее спланированная и хорошо продуманная операция Москвы, то, образно говоря, осел, груженый золотом, мог взять весь Донбасс. Это как минимум. За несколько миллионов долларов можно было купить и милицию, и СБУ, и командование местных частей. Воевать они не рвались. Можно было сделать так, как в Ираке в 2003 году, когда американцы просто купили генералов Хусейна. Тогда возникали не просто ДНР и ЛНР, а одна Новороссия. С нетронутой промышленностью, с работающими шахтами и своим портом (Мариуполем), с изрядными валютными доходами, с неразоренными сельскими хозяйствами. Не было бы ни адских разрушений, ни стольких убитых, искалеченных, беженцев-выгонцев. У такой Новороссии быстро появлялась своя армия. А Киев, лишенный доходов Донбасса, моментально получал крах государственного бюджета и воевать организованно никак не мог.
Теперь по сему поводу можно только горько вздыхать.

***

Добавлю от себя: в тот момент Москва упустила редчайший, открывающийся раз в век, шанс. Если бы она всерьез готовила эту операцию, а не переваливала ее на добровольцев Стрелкова, если бы на территорию Новороссии вошел бы не один его отряд, а еще пятнадцать (в разные точки), если бы в ход пустили бы покупку местных властей - Новороссия создавалась бы сразу. Воевать Киев уже не смог бы - не хватило бы ни средств, ни времени.
Но Москва рассматривала Стрелка как отвлекающий маневр. Дальше Крыма двигаться она не собиралась. Надежды русских Донбасса на помощь Москвы рухнули - она бросила их под танки и под обстрелы. А потом - в нищету и под власть криминала.
За это она еще расплатится. Помяните мои слова.

Прочитали?..
Я не часто делаю перепосты - но здесь дело того стоит, потому что это более-менее достоверное описание того, как развивались события на начальном этапе донбасской эпопеи.
Хотя с трудом верится, что это написано Губаревым. Не замечал чтобы у этого парня проглядывал талант писателя, способного столь легко и увлекательно описывать события.
Впрочем, авторство - дело десятое. Главное чтобы было описано правдиво. А у меня складывается впечатление, что примерно так всё оно и происходило. Какие-то мелкие неточности, отдельные нюансы - наверное большой роли не играют.

Честно говоря, я тоже никогда не понимал логического смысла в действиях Москвы в то время.
В то, что Стрелков отправился на Украину без ведома Кремля, лишь по указанию каких-то теневых структур, которые "подставили Путина" - могут верить лишь наивные младенцы.
Если бы это было правдой, Москве достаточно было просто-напросто перекрыть границу с Украиной и публично объявить отряд Стрелкова бандитами, находящимися вне закона.
Но мы ведь все знаем, что означают словосочетания "Северный ветер" и "Военторг" - не правда ли?..

Конечно, правительство России обязано очень хорошо думать о последствиях своих действий и просто не имеет права доводить дело до серьёзной угрозы прямого столкновения между Россией и блоком НАТО.
Но что-то не верится, чтобы решительные, продуманные действия России в тот момент, могли привести к третьей мировой войне.
Скорее всего, автор (кем бы он там ни был) совершенно справедливо полагает, что Донбасс мог бы достаться России почти так же легко как и Крым. А может быть и не только Донбасс.

Тут есть четыре варианта объяснения смысла всего происшедшего.

Вариант первый: Путину, образно выражаясь - приставили пистолет к виску. Разумеется не бандеровцы.
И пришлось отступать - медленно, с оглядкой, крайне неохотно. Примерно как комиссару Каттани из итальянского сериала "Спрут".

Вариант второй: Степень духовно-патриотического подъёма народа во время "Русской весны" - оказалась полной неожиданностью для Кремля и перепугала наших власть имущих гораздо больше чем Майдан.
Кое-кому пришла в голову мысль, что если будет реально создана Новороссия, управляемая более умело чем Российская Федерация - соседство с таким вторым русским государством окажется гораздо опаснее для наших рулевых, чем соседство с бандеровской, безалаберной и нищей Украиной. Вплоть до того, что однажды народная армия Новороссии может двинуться на Москву - а население РФ будет встречать её с цветами...

Вариант третий: Крайне плохая, однобокая информированность президента, оказавшегося в информационном вакууме и потому совершенно неверно представлявшего себе реалии.
Как ни странно покажется на первый взгляд - подобное вполне вероятно.
Сталин ведь тоже, в своё время - кажется знал буквально обо всём. Вроде бы для НКВД тайн не существовало.
Но при всём том - тот же самый Сталин, самым потрясающим образом профукал начало Великой Отечественной войны, о скором начале которой, казалось бы, чирикали все воробьи на деревьях.
Когда человек находится в информационной блокаде и информация ему преподаётся дозированно и однобоко - такие вещи вполне возможны.

Есть некоторые признаки того, что и Путин находится в определённой информационном вакууме.
Например - абсолютно бесполезно писать какие-либо жалобы в приёмную Президента РФ. Эти жалобы (допустим - на произвол местных чиновников), отфутболиваются мелкими клерками восседающими в этой самой приёмной и зачастую попадают на стол именно тем чиновникам, на которых человек жалуется.
Правда, в наше время информационно блокировать человека гораздо труднее, чем во времена Сталина. Хотя бы потому что существует интернет. К тому же Путин владеет немецким и английским языками, и может получать информацию не только из русскоязычных источников.
И всё же, если постараться - наверное и сегодня можно воздвигнуть вокруг президента невидимую стену.
В конце концов, все люди - существа внушаемые. И было бы наивно думать что президент - это такой полубог, которому окружение не может что-то внушить.
Любого короля, в той или иной степени - делает свита...

Меня однажды спросили мои друзья (вроде как в шутку): "Олег - а Путин никогда не пытался устроить какое-нибудь собрание, небольшие посиделки с местной интеллигенцией, или что-то вроде этого?"
Я в ответ отшутился ничего не значащей фразой. Мол, с нами опасно посиделки устраивать - мы тут в деревне сплетники ужасные.
Но шутки шутками, а я действительно никогда не слышал о каком-нибудь подобном мероприятии, с участием пусть даже небольшого числа местных жителей (или дачников).
Интервью, которые президент даёт, допустим, Соловьёву, или некоторой группе профессиональных журналистов - это совсем не то...

Вариант четвёртый: События в Донбассе - это лишь отголосок тех невидимых войн, которые бушуют между разными политико-олигархическими кланами России.

А может быть - все вышеперечисленные четыре варианта, имеют место быть одновременно, в различных пропорциях.
Этакий коктейль. Винегрет.

Но так или иначе, а с Донбассом действительно получилось нехорошо.
Не скажу что катастрофично. Донбасс, в какой-то степени, всё же удержался.
Но это явно не та Новороссия, о которой мечтали люди, когда ходили по улицам с российскими флагами и кричали: "Россия! Россия!.."

Понятно что судить-рядить глядя со стороны - всегда легче (особенно задним числом, спустя какое-то время), чем напрямую участвовать в принятии судьбоносных решений.
Но анализировать происшедшее, делать выводы из ошибок - необходимо.
Двухлетний юбилей памятных событий - весьма подходящий повод для того чтобы осмыслить не столь уж давнее прошлое...

P.S. Фото позаимствовано из Википедии
Tags: Политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments