Население Болгарии, по последним прогнозам, будет сокращаться быстрее, чем где бы то ни было в мире. С 1990-х годов число жителей страны уже сократилось на 20%. То есть - исчезла пятая часть населения Болгарии.
Почему так происходит и что это значит для тех, кто остался в стране?
В деревне Пештера вдали от столицы, в далекой Перникской области на юго-западе Болгарии, я встречаю Стояна Эвтимова, ему 30 с небольшим лет.
И то, что он не уехал из родной деревни, как сделали многие до него, вызывает удивление.
"Все мои друзья, с которыми я вырос, давно отсюда уехали", - говорит он.
Почти все уехали в поисках работы.
У Стояна Эвтимова работа есть, и он считает, что ему крупно повезло.
Он руководит местным фольклорным ансамблем и организует ежегодный музыкальный фестиваль, отдавая дань вековым традициям.
Пока он не теряет надежду возродить родную деревню, но признает, что скорее всего и ему придется все-таки уехать.
"Я здесь жениться даже не смогу. Здесь никого нет. Нет молодежи, ни здесь, ни в соседних деревнях", - сетует Стоян.
"Мне будет непросто и очень грустно, но, видимо, все же придется уехать", - продолжает он.
И пример Стояна далеко не единственный. Болгарские деревни постепенно пустеют, люди едут в поисках работы прочь - кто в другие районы Болгарии, кто за границу.
В 1989 году в Болгарии жили около девяти миллионов человек. Сейчас их чуть более семи миллионов. По словам экспертов, к 2050 году их останется лишь пять с половиной миллионов, а к концу века и того меньше.
Тот факт, что уезжает в основном молодежь, сказался и на уровне рождаемости в стране.
Хозяйка магазина в Пештере Стефка говорит, что последний раз в деревне праздновали рождение ребенка 10 лет назад. И новорожденная с родителями уже не живут в деревне. У нее самой сыновья уехали из Пештеры в город.
Подавляющему большинству покупателей в магазине Стефки за 60. Полки магазина полупустые - покупателей слишком мало, и Стефка боится, что скоро ей видимо придется и вовсе закрыть лавочку.
В соседних деревнях, чуть выше в горах, местные магазины уже закрылись. Закрылись также и школы, и туда больше не ездит автобус.
"В этой деревне жило около 600 человек", - говорит 70-летний Боян из деревни Калотинци. "Сейчас нас здесь 13. Остальные либо лежат на кладбище, либо в городе".
В деревне Смиров-Дол, Станка Петрова, Баба Станка, как ее теперь все называют, сидит в тени дерева у дороги, терпеливо дожидаясь магазина на колесах, который иногда сюда заезжает.
"Я родилась в этой деревне и еще помню времена, когда здесь было полно народу. Это была такая хорошая и веселая жизнь. Были и старики и молодежь", - говорит она, вспоминая, что именно тут, на этом отрезке дороги все собирались на танцы.
"Сейчас здесь больше никого нет, и все это в прошлом", - заключает она.
"На моей улице когда-то жило много народу. Сейчас я совсем одна".
Не скучает ли она? "Конечно, мне одиноко. Это очень тяжело", - говорит она со слезами на глазах.
Те, кто остались в Калотинци и соседних деревнях, покупают еду и все необходимое в мобильном магазине - фургоне (аналог российской автолавки), который приезжает сюда три раза в неделю.
Магазином заведует супружеская пара средних лет. Мобильный магазин Атанаса и Лили Борисовых привозит все необходимое - хлеб, йогурт, сигареты и даже лекарства.
За 10 лет работы они ни разу не пропускали ни одного дня приезда в деревню, несмотря на то, что зимой местные дороги бывают заснежены.
"Здесь осталось совсем мало людей, мы со всеми дружим и как можем, пытаемся им помочь", - говорит Лили.
Лили и Атанас, как никто, могут засвидетельствовать резкое сокращение населения. Клиентов, по их словам, становится все меньше, и доходы падают.
"Мы начинаем волноваться, когда кто-нибудь не приходит на нашу обычную торговую точку, особенно зимой", - говорит Лили.
"Мы даже нашли как-то умершего человека", - добавляет она.
Болгарские власти пытаются бороться с демографическим кризисом и предпринимают меры, чтобы повысить рождаемость: правительство финансирует вспомогательные репродуктивные технологии, детские сады и даже помогает с ипотекой.
Раздаются призывы к эмигрировавшим болгарам вернуться домой.
Беженцев при этом Болгария принимать не готова.
"Болгарии не нужны плохо образованные беженцы", - говорит вице премьер-министр Валерий Симеонов, лидер антииммигрантской группировки "Объединенные патриоты", которая входит в правящую коалицию.
"У них другая культура, другая религия, другие привычки", - говорит он. "Слава Богу, Болгария очень хорошо защищена от наплыва иммигрантов".
Симеонов имеет в виду заграждение их колючей проволоки, которое Болгария строит вдоль своей 260-километровой границы с Турцией.
По данным Еврокомиссии, Болгария приняла лишь около 50 мигрантов, прибывших в Европу в 2015-2017 годы.
Люди же в деревнях считают, что политики лишь много говорят, но ничего не делают, чтобы спасти умирающие области.
Когда я уезжала из горных деревень близ Перника, я снова встретилась с Бояном из Калотиници, деревне, чье население упало с 600 человек до 13.
"Нас бросили, - говорит он. - Нас все бросили - от властей до Бога".
"Политики ничего для нас не делают. Их волнуют лишь их собственные интересы. Их не интересует простой народ, особенно старики в деревнях. И молодежь их тоже не интересует - молодые уехали за границу".
"Политиков ничего не интересует, а Болгария исчезает", - подытоживает он.
Источник - русская служба Би-Би-Си
Оговариваюсь сразу: всё о чём говорилось выше - это ни в коем случае не коммунистическая пропаганда. Это взято с сайта Русской службы Би-Би-Си. Очень редкие дополнения, сделанные от меня лично - выделены жирным шрифтом.
Я сам - далеко не поклонник советской власти и коммунистических доктрин. Это поймёт каждый, кто мало-мальски внимательно просмотрит публикации в моём блоге.
Но кто бы мне объяснил, почему там, куда приходит её величество светлейшая демократия и прогресс, где одерживает верх европейский путь развития - население вымирает как мухи под дихлофосом и от многолюдных населённых пунктов остаются лишь брошенные дома?
Да - в России можно видеть такую же картину.
Но русским хотя бы есть куда ехать. Всегда существует оговорка о том, что русские, заработав денег где-нибудь на северах, потом переезжают жить куда-нибудь южнее.
Однако вот перед вами пример Болгарии - страны, климат которой пожалуй лучше, чем климат Крыма. И размеры небольшие.
Тем не менее, там такая же невесёлая картина, как где-нибудь на северной окраине России.
Почему?..
Journal information