Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Category:

Не балуйтесь такими вещами!



Сейчас, на пике эйфории от постройки (хотя он только ещё достраивается) Крымского моста появились сообщения о том, что Россия, совместно с Казахстаном, замутили очередной мегапроект, под названием "Евразия" - который заключается в том, чтобы построить глубоководный канал, доступный для самых крупных океанских кораблей, между Азовским и Каспийским морями.


Хотя, в принципе, существует Волго-Донской канал, который как раз и соединяет Каспий с мировым океаном.
А помимо этого существуют каналы, которые соединяют Волгу (впадающую в Каспийское море) с Белым и Балтийским морями.
Так что, хотя Каспийское море, по сути, является просто-напросто крупным солёным озером - оно имеет связь с морями, так сказать, настоящими.
Однако по этим каналам, способно пройти не каждое судно. Для тяжело гружёных крупных океанских кораблей, они недоступны (хотя корабли класса река-море, по Волго-Донскому каналу вполне проходят).
И кроме того, немалую часть года, каналы (как и реки) находятся подо льдом.
Более того - на каналах стоят шлюзы, по которым корабли, сначала поднимаются в гору, потом спускаются под гору. В шлюз помещается далеко не каждый корабль. И вообще это дело долгое, муторное...

И вот в чьих-то светлых головах, от очень большого ума, родилась идея - соединить между собой Азовское и Каспийское моря, прямым каналом, в сущности проливом, без участия всяких там рек.
Пройти этот канал-пролив, должен по дну Кумо-Манычской впадины, которая в древности как раз и была дном пролива, существовавшего тогда между Азовским морем и Каспием. То есть, Каспийское море - тоже было в составе средиземноморско-атлантической системы, как и сегодняшние Чёрное и Азовское моря.

Смотрите карту вверху...

Потом, уровень мирового океана снизился - и пролив обмелел.
До сих пор по Кумо-Манычской впадине тянется цепь солёных озёр.

Ну так вот, если хорошенько поработать, углубить русло этой самой впадины как следует - можно таким макаром построить пролив-канал, от моря до моря, который будет доступен для любых кораблей и будет действовать круглогодично (солёная вода тёплых морей - замерзает намного слабее холодной речной пресной воды). В суровые зимы - ледоколы помогут.

Особенно привлекательно эта идея выглядит в глазах таких стран, которые имеют выход к Каспию, но не имеют выхода к "настоящим" морям - то есть, Казахстана, Азербайджана и Туркмении.
Денежки у этих стран водятся. Казахстан уже готов участвовать в реализации проекта - а там и Азербайджан с Туркменией подключатся...

России это не очень-то было бы и нужно - но видимо привлекает идея построить такой канал, за проход по которому будут постоянно платить - как платят Турции, за проход через Босфор, как платят Египту, за проход через Суэцкий канал, или Панаме - за проход через Панамский канал.

И всё бы было хорошо, но...

Дело в том, что Каспийское море (внимание!!!) ЛЕЖИТ НИЖЕ УРОВНЯ МИРОВОГО ОКЕАНА.
Это значит, что если оно будет напрямую соединено с мировым океаном, то уровень Каспия очень сильно повысится - и затопит огромные территории, принадлежащие России, Казахстану, Туркмении, Ирану и Азербайджану.
В том числе, под водой окажутся Астрахань и вся Астраханская область, Махачкала и немалая часть Дагестана, большая часть Калмыкии, некоторая часть Чечни, Гурьев (Атырау) и практически вся Гурьевская область, Баку и наиболее плодородная часть Азербайджана, Решт и другие территории северного Ирана, Красноводск (Туркменбашы) и прибрежные районы Туркмении, изрядная часть Мангышлака. Море придёт в Волгоград и Уральск...

Посмотрите на карту ниже.
Это Каспийское море, с прилегающими местностями.
Она схематическая, не очень подробная - но всё же некоторое представление о ландшафте даёт.
Тёмно-зелёным цветом на ней обозначены территории, которые лежат ниже уровня мирового океана - и поэтому окажутся под водой, если вдруг когда-нибудь уровень Каспийского моря, сравняется с уровнем океана. А это произойдёт как раз в том случае, если Каспий напрямую соединят с любым настоящим морем. Например - с Азовским.


Я понимаю конечно, что у кого-то, на фоне последних событий, началось лёгкое головокружение от успехов и появилось планов громадьё.
Более того, я вовсе не отрицаю, что построить пролив-канал между Каспием и Азовским морем, по дну Кумо-Манычской впадины - это вполне реально, было бы желание, силы и деньги. Ведь речь, в сущности, идёт о большой канаве, которую нужно прорыть между двумя морями.
С учётом наличия динамита и бульдозеров - задача не выглядит такой уж сложной.

Да вот только стоит ли, ради исполнения каких-то амбициозных целей, подвергать тотальному затоплению громадные плодородные территории, а также крупные города, дороги, заводы, и многое-многое иное?..

В конце концов, на белом свете существует много стран, не имеющих выхода к морям. И ничего - они нормально живут, просто платят за транзит через чужие порты.
Вот пусть и Казахстан с Туркменией и Азербайджаном, пользуются за разумную плату нашими дорогами, пусть везут свои товары в наши порты, и через них осуществляют транзит своих грузов.
Или, если угодно - пусть Азербайджан договаривается с Грузией о транзите через её порты, а Туркмения - с Ираном. Всё это вполне решаемо, существует много международных конвенций на этот счёт.
Пользуется же Чехия портами Польши и Германии, пользуется Белоруссия портами Литвы и Латвии - и так далее, и тому подобное. Никто ради удобства своего транзита, проливы между морями не копает.

А ретивым дуракам, изобретающим разные мегапроекты - мой добрый совет: не забывайте о том, что совковое образование - гроша ломаного не стоит.
Ваши дипломы, полученные в ВУЗах постсоветского пространства - это филькины грамоты.
Поэтому, прежде чем что-то мутить - не забывайте посмотреть на карту.
Равно как не забывайте советоваться с мало-мальски разумными людьми.
А ещё лучше - проводить такие идеи через всенародный референдум. Дабы каждый мог высказать своё мнение.

В своё время большевики, прежде чем построить Днепрогэс - не поленились и не пожалели денег, организовав ДВЕ независимые друг от друга экспертизы, одну из которых осуществляли немецкие инженеры, а другую - американские.
Это так, между прочим...


Tags: Природа
Subscribe

  • Может ли развалиться Россия?..

    Может ли развалиться Россия? Отвечаю: может. Что для этого должно произойти? Отвечаю: ничего нового - всë должно идти так, как идëт. Просто не…

  • Так устроена жизнь

    НАЧАЛО СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ: https://ogbors.livejournal.com/1619356.html В предыдущей части я постарался объяснить уважаемым читателям систему…

  • Так устроен мир

    Миром правят аферисты, бандиты, наглецы и маньяки. Идеальный правитель - это аферист, бандит, наглец и маньяк в одном лице. Таковых народы…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments

BestAnonymous

May 28 2018, 20:30:23 UTC 6 years ago

  • New comment
Это утопия и не реализуемо в принципе.
Но для распила бюджета - вполне сойдёт.
После "крымского моста", уверен, в очереди уже стоят проходимцы тоннель на Сахалин рыть, канал между Азовом и Каспием, базы на Луне...
Тут главное - ебалом не щёлкать, а красть - пока дают.
И отстёгивать - кому надо.
Оно же не поменялось никак, хоть пятый срок на троне, хот пятидесятый....
Как там Салтыков-Щедрин говорил?