Сейчас, на пике эйфории от постройки (хотя он только ещё достраивается) Крымского моста появились сообщения о том, что Россия, совместно с Казахстаном, замутили очередной мегапроект, под названием "Евразия" - который заключается в том, чтобы построить глубоководный канал, доступный для самых крупных океанских кораблей, между Азовским и Каспийским морями.
Хотя, в принципе, существует Волго-Донской канал, который как раз и соединяет Каспий с мировым океаном.
А помимо этого существуют каналы, которые соединяют Волгу (впадающую в Каспийское море) с Белым и Балтийским морями.
Так что, хотя Каспийское море, по сути, является просто-напросто крупным солёным озером - оно имеет связь с морями, так сказать, настоящими.
Однако по этим каналам, способно пройти не каждое судно. Для тяжело гружёных крупных океанских кораблей, они недоступны (хотя корабли класса река-море, по Волго-Донскому каналу вполне проходят).
И кроме того, немалую часть года, каналы (как и реки) находятся подо льдом.
Более того - на каналах стоят шлюзы, по которым корабли, сначала поднимаются в гору, потом спускаются под гору. В шлюз помещается далеко не каждый корабль. И вообще это дело долгое, муторное...
И вот в чьих-то светлых головах, от очень большого ума, родилась идея - соединить между собой Азовское и Каспийское моря, прямым каналом, в сущности проливом, без участия всяких там рек.
Пройти этот канал-пролив, должен по дну Кумо-Манычской впадины, которая в древности как раз и была дном пролива, существовавшего тогда между Азовским морем и Каспием. То есть, Каспийское море - тоже было в составе средиземноморско-атлантической системы, как и сегодняшние Чёрное и Азовское моря.
Смотрите карту вверху...
Потом, уровень мирового океана снизился - и пролив обмелел.
До сих пор по Кумо-Манычской впадине тянется цепь солёных озёр.
Ну так вот, если хорошенько поработать, углубить русло этой самой впадины как следует - можно таким макаром построить пролив-канал, от моря до моря, который будет доступен для любых кораблей и будет действовать круглогодично (солёная вода тёплых морей - замерзает намного слабее холодной речной пресной воды). В суровые зимы - ледоколы помогут.
Особенно привлекательно эта идея выглядит в глазах таких стран, которые имеют выход к Каспию, но не имеют выхода к "настоящим" морям - то есть, Казахстана, Азербайджана и Туркмении.
Денежки у этих стран водятся. Казахстан уже готов участвовать в реализации проекта - а там и Азербайджан с Туркменией подключатся...
России это не очень-то было бы и нужно - но видимо привлекает идея построить такой канал, за проход по которому будут постоянно платить - как платят Турции, за проход через Босфор, как платят Египту, за проход через Суэцкий канал, или Панаме - за проход через Панамский канал.
И всё бы было хорошо, но...
Дело в том, что Каспийское море (внимание!!!) ЛЕЖИТ НИЖЕ УРОВНЯ МИРОВОГО ОКЕАНА.
Это значит, что если оно будет напрямую соединено с мировым океаном, то уровень Каспия очень сильно повысится - и затопит огромные территории, принадлежащие России, Казахстану, Туркмении, Ирану и Азербайджану.
В том числе, под водой окажутся Астрахань и вся Астраханская область, Махачкала и немалая часть Дагестана, большая часть Калмыкии, некоторая часть Чечни, Гурьев (Атырау) и практически вся Гурьевская область, Баку и наиболее плодородная часть Азербайджана, Решт и другие территории северного Ирана, Красноводск (Туркменбашы) и прибрежные районы Туркмении, изрядная часть Мангышлака. Море придёт в Волгоград и Уральск...
Посмотрите на карту ниже.
Это Каспийское море, с прилегающими местностями.
Она схематическая, не очень подробная - но всё же некоторое представление о ландшафте даёт.
Тёмно-зелёным цветом на ней обозначены территории, которые лежат ниже уровня мирового океана - и поэтому окажутся под водой, если вдруг когда-нибудь уровень Каспийского моря, сравняется с уровнем океана. А это произойдёт как раз в том случае, если Каспий напрямую соединят с любым настоящим морем. Например - с Азовским.
Я понимаю конечно, что у кого-то, на фоне последних событий, началось лёгкое головокружение от успехов и появилось планов громадьё.
Более того, я вовсе не отрицаю, что построить пролив-канал между Каспием и Азовским морем, по дну Кумо-Манычской впадины - это вполне реально, было бы желание, силы и деньги. Ведь речь, в сущности, идёт о большой канаве, которую нужно прорыть между двумя морями.
С учётом наличия динамита и бульдозеров - задача не выглядит такой уж сложной.
Да вот только стоит ли, ради исполнения каких-то амбициозных целей, подвергать тотальному затоплению громадные плодородные территории, а также крупные города, дороги, заводы, и многое-многое иное?..
В конце концов, на белом свете существует много стран, не имеющих выхода к морям. И ничего - они нормально живут, просто платят за транзит через чужие порты.
Вот пусть и Казахстан с Туркменией и Азербайджаном, пользуются за разумную плату нашими дорогами, пусть везут свои товары в наши порты, и через них осуществляют транзит своих грузов.
Или, если угодно - пусть Азербайджан договаривается с Грузией о транзите через её порты, а Туркмения - с Ираном. Всё это вполне решаемо, существует много международных конвенций на этот счёт.
Пользуется же Чехия портами Польши и Германии, пользуется Белоруссия портами Литвы и Латвии - и так далее, и тому подобное. Никто ради удобства своего транзита, проливы между морями не копает.
А ретивым дуракам, изобретающим разные мегапроекты - мой добрый совет: не забывайте о том, что совковое образование - гроша ломаного не стоит.
Ваши дипломы, полученные в ВУЗах постсоветского пространства - это филькины грамоты.
Поэтому, прежде чем что-то мутить - не забывайте посмотреть на карту.
Равно как не забывайте советоваться с мало-мальски разумными людьми.
А ещё лучше - проводить такие идеи через всенародный референдум. Дабы каждый мог высказать своё мнение.
В своё время большевики, прежде чем построить Днепрогэс - не поленились и не пожалели денег, организовав ДВЕ независимые друг от друга экспертизы, одну из которых осуществляли немецкие инженеры, а другую - американские.
Это так, между прочим...
Journal information