Олег Боровских (ogbors) wrote,
Олег Боровских
ogbors

Categories:

По Окуловскому району (часть первая).



Вчера, 17 июня, мы с соседями предприняли большую поездку по Окуловскому району. Это смежный с нашим (Валдайским) район Новгородской области (не путать с Нижегородской).


Для начала - посетили бывшую усадьбу Демидова (точнее - то, что от неё осталось), в селе Горнешно.
С 2010 года, территория этой усадьбы, является частным владением.
Расположено всё это хозяйство на берегу озера Боровно.
Для того чтобы вы имели полное представление, о чём идёт речь, я не поленился полностью передрать статью с Сайта города Окуловка, текст которой привожу ниже практически полностью.

**********************************************************

Из Новгородских писцовых книг известно, что в 1495 году деревня принадлежала помещику Васюку Плещееву. А в 1581 году, «сельцо Горнечно на озере Боровне» числилось за его внуком Ильёй Ивановичем Плещеевым.

Существующий ныне в Горнешно каменный двухэтажный дом, который представляет собой яркий образец русского классицизма первой половины XIX века, был построен Лонгиновым – владельцем деревень Горы и Горнешно.

По воспоминаниям старожилов, на фасаде дома, окрашенном в жёлтый цвет, имелся белоколонный портик. Широкая парадная лестница, занимавшая половину левого крыла, вела на второй этаж к парадным помещениям – угловой гостиной и большой зале, из которой можно было попасть на балкон, выходящий к озеру Боровно.

В усадебный комплекс входили также флигели, домик садовника, хозяйственные постройки, скотный двор. От господского дома полукруглыми террасами спускался к озеру парк, очерченный двумя аллеями – еловой и берёзовой. Первая аллея приводила когда-то к пристани. Вторая, параллельная ей, вела на лужайку у озера, которая представляла собой плоский бугор, окаймлённый деревьями со стороны парка и открытый со стороны озера. В северо-западной части усадьбы был выкопан 100-метровый пруд, где плавали лебеди. Всех, кто когда-либо посещал усадьбу Горнешно, она поражала своей изысканностью и роскошью.

Побывавший здесь в середине XIX века литератор и инженер-строитель Николаевской железной дороги Валериан Александрович Панаев (1824 -1899) в своих «Воспоминаниях» писал: «Горничное стояло на берегу огромного озера Боровно. Перед большим каменным двухэтажным домом простирался большой парк с тенистыми аллеями, протянутыми к озеру. Дом был отделан так, как только можно отделывать богатые квартиры в столице: с бархатными обоями, всюду блестело золото, и вообще прекрасно меблирован... Эта усадьба походила на самую роскошную дачу в окрестностях Петербурга... На уровне был и приём, оказанный гостям. Прежде всего, их встретила и перевезла через озеро... команда гребцов в матросской форме... За столом служили люди во фраках и белых жилетах, и шампанское разливалось... Каждому из гостей была отведена особая комната с фарфоровыми рукомойниками и всеми принадлежностями для умывания... Постели были покрыты штофными одеялами, всё бельё было голландское, приготовлены были даже халаты и туфли...».

После смерти господина Лонгинова, к концу жизни растратившего своё состояние, усадьба досталась его зятю, инженеру путей сообщения Е. Н. Щербакову, владевшему и усадьбой Горы. Затем некоторое время до 1861 года Горнешно принадлежало помещику Клюпфель, а после него – подполковнику Леониду Никитичу Фуфаевскому, при котором в усадьбе числились 5 жилых построек (в них проживали 7 мужчин и 5 женщин) и часовня. По материалам земельного инвентаря 1899 года, в здешней округе Л. Н. Фуфаевскому принадлежало также 769,2 десятин земли, в том числе острова Касьянов, Осиновик и Дубовик на озере Боровно.

По воспоминаниям старожилов, Леонид Никитич помогал крестьянам, лечил больных. А его жена, молодая еврейка Александра Денисовна, устраивала ёлку для крестьянских детей, раздавала гостинцы. После смерти мужа в начале XX века она продала имение генералу Николаю Петровичу Демидову, который стал последним перед революцией 1917 года владельцем Горнешно. Это был пожилой, с палочкой, мужчина. Рассказывают, что он «увёл» у местного жителя (некоего Кости) жену Екатерину с сыном Борей. У генерала родились дети – Катя, Саша, Коля.

В Горнешно Н. П. Демидов развернул активную хозяйственную деятельность. Он занялся мелиорацией полей, заложил дренажные трубки, держал лошадей и коров. При нём были построены деревенский магазин и молочная ферма, где изготавливалось масло на продажу в Петербург. Содержал Николай Петрович и садовника, который занимался садом, парниками, парком, посыпал дорожки песком «по ниточке». Садовниками в Горнешно в разное время были «Вакулишка с женой Розой Михайловной, Николай Иванович из деревни Варгусово, Яков» и др. В 1909 году в Горнешно проживали 36 мужчин и 50 женщин, а в усадьбе – 7 мужчин и 5 женщин.

Генерал разрешал крестьянам ловить в озере рыбу и брать из леса сушняк на дрова, не требуя за это платы. Но однажды он побил кого-то за спиленную на лучины отборную сосну. Крестьяне ходили жаловаться на барина в Валдай и оттуда принесли в усадьбу весть, что скоро придёт новая власть.

При Н. П. Демидове управляющим в Горнешно служил Иван Юрьевич Гавик по прозвищу «Манера» (часто при разговоре он употреблял выражение «дурная манера»). По воспоминаниям старожилов, к Ивану Юрьевичу местные крестьяне ходили на подёнщину. Работников он кормил «готовым» – при усадьбе была кухня. Платил по 10 рублей в месяц. Когда в Первую мировую войну в Домовичах открылся госпиталь для раненых, многие крестьяне пожелали уйти туда работать. Чтобы задобрить их, барыня раздавала печенье, угощала чаем с вареньем, а барин добавил каждому к зарплате по 3 рубля.

Рассказывали также, что управляющий «Манера» в 60 с лишним лет женился на 18-летней местной девушке Евдокии, одаривал её золотыми украшениями. Около 1917 года она родила от него девочку Нину. После революции 1917 года, управляющего хотели арестовать, но он скрылся. Евдокия же вскоре заболела и умерла. Дочка её осталась на руках бабушки, а затем была отдана на удочерение в бездетную семью в Парахино, где Нина получила новое имя – Елена Юрьевна. Выучившись, она вышла замуж, уехала в Москву (Вольный переулок, д. 6, кв. 55). В пожилом возрасте Елена Юрьевна Павлова писала в Горнешно, интересуясь своим происхождением.

Стоит добавить, что при всех владельцах усадьба Горнешно содержалась в образцовом порядке, а ныне запущена. Некогда прекрасный парк, оранжереи, флигели и прочие постройки пришли в полный упадок. Главный дом утратил колонный портик, внутреннюю отделку и балкон, обращённый к озеру Боровно. Но на втором этаже сохранились остатки потолочной лепнины. Хорошо просматривается и еловая аллея, что приводит путника от дороги к усадебному дому. Несмотря на запущенность усадьбы Горнешно, чувствуется её красота и высокая культура её создателя.

В 2010 году усадьба перешла в частное владение.


**********************************************

Прочитали?
Ну а теперь смотрим на то, что осталось от этой усадьбы и от всего приусадебного комплекса...

1)



2) На территории усадьбы идёт ремонт. И идёт он, судя по всему, весьма неспешно... Вообще, создаётся впечатление, что усадьбу не столько реставрируют, сколько приспосабливают под свои личные вкусы и нужды...


3) Иные сооружения уже и лесочком стали зарастать - сверху...


4) Остатки старого парка...


5)
DSCN1249.JPG

6)


7)


8)


9) Хозяйство, судя по всему, у частников крепкое. Кругом какие-то посадки...


10)


11)


12) Остатки старой, мощёной дороги, ведущей к усадьбе...


13) Люди строятся...


14) Дорога в этих местах, в принципе - асфальтированная. Но именно в принципе, постольку-поскольку.
Вообще, в Окуловском районе, за исключением двух-трёх центровых шоссе, все остальные дороги, можно условно разделить на две части: на плохие, и очень плохие. С дорожными знаками и указателями - полный швах и бардак.
Да и во многом другом, тоже.
Например, крайне трудно увидеть в сельской местности обычную, нормальную помойку, с мусорными баками...
Возвращаясь из Окуловского, в наш (Валдайский) район (всего-то соседний район одной и той же области!), невольно ловишь себя на мысли, что побывал где-то в другой республике...



15)


16)


17)


18)


19) Ладно, на усадьбу Демидова посмотрели - теперь едем дальше...


20)


21) И вот, мы въезжаем в деревню Горы, расположенную на берегу всё того же озера Боровно.
Нас встречает довольно необычная на вид церковь - Храм Святой Екатерины Великомученицы.



22)


23)


24)


25)


26)


В деревне Горы (Не путать с деревней Горнешно!) расположена бывшая усадьба герцога Лейхтенбергского.
Для того чтобы вам было понятнее, о чём идёт речь, я размещаю ниже статью (состоящую из двух частей), скопированную практически без изменений с Окуловского городского портала.

******************************************************

А)
Усадьба Горы стоит на возвышенном месте (отсюда и её название) в 10 верстах от Домовичей.
В первой половине XIX века это имение, как и соседнее Горнешно, принадлежало помещику Лонгвинову. После его смерти в середине XIX века, Горы достались его дочери, бывшей замужем за инженером путей сообщения, строителем Николаевской железной дороги, действительным статским советником Егором Николаевичем Щербаковым (1812-1873).

В «Воспоминаниях» другого строителя дороги, В. А. Панаева, опубликованных в журнале «Русская старина» за август 1901 года, есть сведения, что «госпожа Щербакова была хороша собою, с римским профилем, несколько смугловата, но с мягким, живым румянцем. Она была молода, весела, умна, приветлива и до крайности внимательная хозяйка; к тому же – талантливая музыкантша, положительно виртуозка».

Е. Н. Щербаков начал обустраивать имение Горы, выйдя в отставку. Желая завести рациональное хозяйство на немецкий лад, он принялся за осушение и корчевание болот (мелиорацию земель).
Около 1870 года Е. Н. Щербаков основал в каменном здании усадьбы шторную фабрику, где установил 4 ткацких стана.
8 рабочих под руководством мастера, ткали здесь из тонких сосновых корней (прутьев) шторы и коврики на 1 000 рублей в год.
Материал для плетения закупали в Боровичском уезде на 200 рублей в год. Содержание фабрики обходилось в 600 рублей в год.

Кроме того, Е. Н. Щербаков построил за свой счёт в соседней деревне Перевоз двухэтажные каменные дома для крестьян, разделённые на 2 помещения для двух семей (эти дома стоят и сейчас). При этом он завёл порядок, по которому крестьяне должны были отправляться на работы по звонку, по звонку отдыхать, есть и т.п. Несмотря на добрые намерения барина, подданные возненавидели его за такие нововведения, так что он, опасаясь за свою жизнь, не ездил уже в деревню Перевоз.

После смерти Е. Н. Щербакова, имение перешло его сыну Сергею Егоровичу.
Известно, что прогуливаясь как-то верхом с женой Александрой Андреевной (урождённой Филатовой), он случайно оказался в Дерняках (Боровёнковское поселение). Место супругам очень понравилось, и Сергей Егорович вскоре устроил здесь фабричку по изготовлению деревянной раскрашенной посуды и горшечно-гончарный завод.
Дело, однако, не пошло, и С. Е. Щербаков продал производство К. Ф. Массе – владельцу Дерняковского картонного завода.

После того как Сергей Егорович промотал последний капитал и застрелился, имение Горы было продано с торгов помещице Александре Громовой - которая, оценив живописность местности, устроила здесь для себя дворец, и для удобства сообщения построила шоссе от Гор до станции Окуловка.

Ко времени приобретения усадьбы Горы, Громова была уже в преклонных летах. Вскоре она трагически погибла, случайно опрокинув на себя зажжённую лампу. Огонь быстро охватил на помещице одежду.
Громову похоронили в цинковом гробу в склепе недалеко от усадьбы.
Однако в годы воинствующего атеизма, могила и останки помещицы были осквернены. Окончательно склеп с её прахом был разрушен при строительстве автодороги до Гор в 1967–1968 годах.

Около 1889 года, усадьба Горы принадлежала полковнику Василию Демьяновичу Муяки. Следующим владельцем поместья, стал герцог Николай Николаевич Лейхтенбергский – родственник царя, женатый на Александре Петровне Ольденбургской.

При нём имение Горы представляло собой образцовое процветающее хозяйство. На 700 десятинах мелиорированных земель вёлся семипольный севооборот, содержалось обширное птицеводческое хозяйство.
В усадьбе кроме главного дворца в два этажа с круглым двухъярусным бельведером и башенкой стояло множество каменных построек, выдержанных в западноевропейском стиле: домовая церковь, кухонный флигель, двухэтажная школа с винтовой лестницей, часовня, дом управляющего, дом садовника, конюшни, каретный сарай, псарня, оранжереи, фруктовый сарай, шампиньонница и др.
В обширном парке (9 га) было выкопано 6 прудов, устроен искусственный водопад. Липовые и берёзовые аллеи перемежались с посадками кедров и сосен. Широкая парковая лестница служила подмостками для летнего театра.

Почти с любой точки усадьбы, а особенно с бельведера, открывались прекрасные виды на живописное озеро Боровно, на берегу которого была оборудована лодочная пристань. Имелся даже подземный ход от дворца к берегу озера.

К герцогу в Горы часто приезжали именитые гости. Бывал здесь на охоте и великий князь Михаил Александрович.
В 1900 году в усадьбу герцога Н. Н. Лейхтенбергского приезжал на археологические раскопки Н. К. Рерих.

В 1909 году в имении Горы числились 8 жилых построек, где проживали 24 мужчины и 15 женщин. В это время усадьбой герцога управлял Бенедикт Францевич Мюллер, которого крестьяне любили и даже прятали во время хлебного бунта, вспыхнувшего в Горах в августе 1918 года.
Тогда, с целью изъятия хлеба нового урожая в округе, прибыл на Боровно из Валдая продовольственный отряд.
Воспротивившись этому, местные крестьяне убили комиссара отряда Николаева.
Через неделю бунт был подавлен, зачинщики Н. И. Кривоногов и И. В. Гашин расстреляны, на аллее парка в Горах, а остальные крестьяне были арестованы.

Известно, что в 20-е годы XX века, Б. Ф. Мюллер работал инструктором по сельскому хозяйству в Парахине, в Трудовой школьной колонии, образованной на базе имения Новинка. Там же работала его дочь Ирма Бенедиктовна Мюллер.

После революции 1917 года, в усадьбе Горы недолгое время действовали сельскохозяйственная школа и метеостанция. Затем на базе бывшего имения возник госхоз «Агитатор». В конце 20-х годов, чтобы поправить финансовые дела в госхозе, дворец герцога и домовая церковь были разобраны, а усадебная обстановка и кирпич распроданы. При строительстве автодороги в 1967–1968 годах, основательно разрушили часть усадебного парка. Сохранившиеся в наши дни постройки, находятся в аварийном состоянии...

Б)
Усадьба Горы принадлежала герцогу Н. Н. Лейхтенбергскому – правнуку французской императрицы Жозефины, кавалеру Ордена Святого Георгия, видному деятелю Белого движения. Из усадьбы открывается прекрасный вид на озеро Боровно.

Одним из прадедов герцога Н. Н. Лейхтенбергского является французский дворянин Александр Богарнэ, знаменитый тем, что в 1779 году его женой стала Жозефина (Мари Жозеф Роз Таше де ля Пажери) - будущая империатрица Франции.

В конце ХIХ века герцог Н. Н. Лейхтенбергский за 2 миллиона рублей приобрел на торгах крупный усадебный комплекс, имение Горы, принадлежавшее помещице Громовой.

В центре ансамбля красовался трехэтажный дворец с круглым двухъярусным бельведером и башенкой. К нему примыкало множество каменных строений: церковь, двухэтажный жилой дом, летний театр, кухонный флигель, бильярдная, дома управляющего и садовничего, дом для прислуги и рабочих, каретный сарай, кузница, ледник, оранжерея, конюшня с коровником. Имелся даже подземный ход от дворца к берегу озера.

Центральная часть усадьбы располагалась на возвышенном холме, находившемся на западном берегу озера Боровно. С любой точки усадьбы открывался прекрасный вид на озеро и окрестности, что придавало усадьбе особую ценность и значимость.

Рядом с усадьбой находилась деревня Перевоз, получившая свое название оттого, что здесь, у «Воскресенского Носа» - в наиболее узком месте озера Боровно, издревле находилась переправа: зимой - по льду, а летом - на плотах и лодках перевозились грузы, люди и скот.

В обширном парке, занимавшем площадь свыше 9 га, было выкопано 6 прудов, был устроен искусственный водопад. Липовые и березовые аллеи перемежались с посадками кедров и сосен, жилые дома окружали цветники. Пляж и лодочная пристань украшали берег озера.

В конце 20-х – начале 30-х годов, были разобраны на продажу дворец и церковь. Их место позднее было закатано асфальтом, там же соорудили автобусную остановку.
При строительстве автодороги Горы-Окуловка, был разрушен могильный склеп помещицы Громовой.

Часть построек стала интенсивно использоваться для нужд колхоза, а в двухэтажном здании долгое время находилась сельская школа.

В одном из зданий сейчас находится сельский магазин, в другом – проживают две семьи, обитаем и дом садовничего. Всё остальное разрушено и находится в упадке.
И по-видимому, никто и никогда уже не восстановит этот замечательный уголок Окуловской земли, и только столетние сосны, украшающие западную часть бывшего имения, будут напоминать о былом величии этого замечательного уголка нашего края...


******************************************************

Прочитали?
Ну а теперь давайте посмотрим на то, что осталось от вышеупомянутого комплекса усадьбы герцога Лейхтенбергского...

27)



28)


29)


30) Это всё там же...


31)


32)


33) Кругом буйство зелени...


34) Это, видимо, как я предполагаю, остатки конюшни.


35)


36)


37)


38)


39)
DSCN1250.JPG

40)


41) Это жилой дом, находящийся поблизости. Не исключено что он тоже когда-то входил в состав усадьбы...
DSCN1250.JPG

42)


43) Это видимо чья-то дача... Вкусы у людей бывают порой довольно странные...


44) Беседка на берегу... Здесь ещё территория Валдайского национального парка, но чувствуется что район уже другой. Природу берегут явно хуже. Частные строения подступают к воде вплотную. В ряде мест к озеру просто не подойти - всё огорожено...


45) Озеро Боровно в деревне Горы.


46) Озеро Боровно делится на несколько частей, связанных друг с другом проливами. То есть, озеро-то большое, но практически изо всех мест виден противоположный берег...


47)


48)


49)


50)


51)


ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ.

Tags: Окрестности Валдая
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments